logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Самовоспитание школьника и педагогическая позиция воспитателя

И последнее. Мы доказали, что ребенок (школьник) — субъект воспитания. А значит сутью, существенной характеристикой воспитания является сопутствующий ему процесс СА-МОвоспитания: осознав свои достоинства и недостатки, растущий человек сам начинает сознательно влиять на свое развитие. Если сказать кратко, самовоспитание детей (школьников) в своем развитии проходит три основных этапа:

1.        в 2—3 года впервые появляется и постепенно развивается, обогащаясь по мере взросления «Я сам» (беру ложку, умываюсь, читаю, выбираю друга, еду в транспорте...). По примеру взрослых и по собственному разумению;

2.        стихийное самовоспитание подростков;

3.        переход к осознанному и целенаправленному самосовершенствованию в юности.

Благодаря этому мы и можем ставить в воспитании цель — самоактуализация личности — и исповедовать прогрессивную гуманистическую педагогику сотрудничества.

Итак, даже беглый поверхностный анализ особенностей школьного детства наводит на важные мысли, о которых нельзя забывать, прикасаясь к судьбе ребенка, организуя детскую жизнь.

Дети — не такие, как мы, взрослые. Тоньше, чище, искреннее. Мир детства иной, нежели мир взрослости. Поэтому нельзя к детям подходить с нашими мерками. И судить на основе их. И вершить с позиций возраста (знающего и опытного) детские судьбы. Дети живут как бы в другом измерении. Им трудно понять и принять наш мир. Значит надо помочь. Надо занять правильную жизненную и психолого-педагогическую позицию. И суть ее не «над», не «возле», не «перед»... А «вместе», т.е. позицию взаимодействия педагога и воспитанника в двустороннем процессе воспитания.