logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Технологически е особенности воспитывающей деятельности

Прежде всего, организуя воспитывающую деятельность, следует помнить, что в любой деятельности можно выделить несколько уровней ее освоения детьми: знание (элементарное, на уровне понятий и представлений), как надо что-либо делать -> умение (усвоенный способ применения знаний на практике -> навык (автоматизированное действие на основе многократных повторений) -> привычка (действия и поступки, выполнение которых стало потребностью).

Специфика деятельности школьников заключается в том, что она имеет возрастную динамику; все виды деятельности тесно между собой взаимосвязаны. Существенным моментом ее организации является научение, где воспитатель выступает с позиций методиста.

Следовательно, в такой логике должно строиться любое воспитательное воздействие школьного педагога. Допустим, готовим пятиклассников к посещению музея, выставки, театра и т.д. Рассказываем о музее, выставке, театре и их содержании, знакомим с правилами культуры поведения в этих местах, отрабатываем в ролевой игре, на «уроке» культуры поведения, в этическом тренинге эти умения, следим за реализацией сформированных умений непосредственно в музее, при посещении выставки, в театре, в транспорте, многократно повторяя для учащихся возможность проявления этих умений, которые постепенно превращаются в поведенческий (осознанный!) навык, закрепляются как естественная привычка культурного человека. Как писал А.С. Макаренко, человек должен поступать нравственно не потому, что сел и подумал, а потому, что у него сформирована привычка нравственного поведения. И так в любом виде деятельности, при организации-любой формы воспитательной работы с детьми.