logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Многообразные формы воспитательного процесса

Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению ее многообразных аспектов, сторон, выражений, а значит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим. Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть:

§   простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);

§   кратковременные (например, «Пять минут с одним стихотворением») и длительные («Неделя юного героя-антифашиста», «Месячник по благоустройству микрорайона школы»);

§   групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные и даже межшкольные, микрорайонные, межрегиональные, республиканские, государственные (к примеру, в г. Обнинске Калужской области ежегодно проводится Всероссийская научная конференция школьников «Юность. Наука. Культура»);

§   традиционные (вошедшие в практику школ, апробированные, априори эффективные, освоенные и взятые на вооружение многими педагогами) и творческие (нестандартные, нетрадиционные, исключающие шаблон, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной творческой жизнедеятельности);

§   спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (например, стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех спорного вопроса, акция милосердия в адрес жертв случившегося стихийного бедствия...) и специально организованные, спланированные и особым образом инструментованные педагогом или педагогическим коллективом;

§   регулярные (внесенный в сетку расписания классный час, еже четвертные родительские собрания; серии классный часов под рубрикой, например, «Интересный человек рядом», «Круглый стол с острыми углами», «День именинника» и т.п.) и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем, исходя из задач воспитания);

§   многообразие форм, подчиненных единым целям и логике воспитательного процесса, может быть объединено в систему, названную воспитанием «крупными дозами» (В,А. Караковский);

§   система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества и т.п.

В данном параграфе мы предполагаем рассмотреть несколько аспектов использования организационных форм воспитательной работы, ориентирующих школьного педагога (начинающего и опытного) на творческий рост от субъекта педагогической деятельности, осваивающего традиционно сложившиеся формы, до творческого педагога-новатора, самостоятельно конструирующего нетрадиционные (творческие) формы воспитательного процесса. То есть мы предполагаем рассмотреть:

а) методику подготовки и проведения любой из форм воспитательной работы (некий алгоритм, общую схему);

б) картотеку форм воспитательной работы и методику ее создания творческим педагогом-воспитателем;

в) некий технологический и технико-педагогический «инструментарий» (перечень возможных приемов), который не только позволяет воспитателю быстро освоить «работу по образцу», но и помогает конструировать собственные творческие формы воспитательного процесса;

г) описание некоторых (для примера) новых форм воспитательной работы, возникших в последние годы.