2. Возможные темы курсовых и дипломных работ
(СНОСКА: Для консультирования можно обратиться к кн.: Бережкова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. М., 1999)
Тематика работ дана в логике курса. Темы сгруппированы по проблемам. Цифрами слева обозначены номера глав и параграфов, в которых можно найти начальный материал и перечень необходимой литературы по избранной проблеме. Уровень (научный и методический, а также исследовательский) определяет преподаватель (научный руководитель) совместно со студентом. В связи с этим может быть несколько изменена формулировка темы. Кроме того, студент может избрать проблему для курсовой работы и в процессе работы над ней довести до уровня дипломной работы, усилив теоретический и практический (исследовательский) аспект. Темы работ могут стать также темами научных работ, представляемых на конкурс, и проблемами научно-методической работы начинающего педагога-воспитателя в школе. Многие темы, особенно методические, могут быть раскрыты на конкретном практическом материале.
1.1. Современные тенденции развития воспитания за рубежом и в России (сравнительный анализ).
Тенденции развития воспитания в современной школе: позитивное и негативное.
Характерные особенности современной школы, их влияние на воспитание детей и молодежи. Прогрессивные идеи в теории воспитания и массовая практика воспитания детей (подростков). Личность современного педагога (воспитателя) в свете прогрессивных идей теории и практики воспитания.
1.2. Развитие отношений к окружающей жизни в зависимости от возраста школьников.
Дифференцированный подход в развитии отношений с окружающим миром в зависимости от индивидуальности ребенка (подростка).
Развитие в процессе воспитания отношений с окружающим миром в зависимости от половых различий.
Воспитанность как результат воспитания. Воспитание как средство преодоления трудновоспитуемости подростков.
1.3. Детство как период онтогенеза и процесс воспитания.
Воспитание с учетом возрастных характеристик школьного детства.
Организация и методика воспитания с учетом современных реалий детства. Экология детства и процесс воспитания.
1.4. Личность современного педагога-воспитателя: слагаемые мастерства и проблемы.
Педагогическое творчество применительно к теории и методике воспитания.
Методика и техника самоактуализации воспитателя в личной и профессионально-педагогической сфере.
Идеи гуманистической педагогики в современной методике воспитания.
«Педагогика сотрудничества» в современной школе: миф и реальность.
Своеобразие культурной позиции выдающихся педагогов (по выбору).
Основы культуры педагогической деятельности воспитателя.
Новаторские идеи и опыт в современной теории и практике воспитания.
Методика и техника составления собственной программы личностного и профессионально-педагогического роста воспитателя и работа с ней. Профессионально-педагогический и личностный рост педагога во взаимодействии с детьми. Теоретический анализ авторских концепций и школ воспитания.
Консерватизм и новаторство в воспитательном процессе.
Опыт «новых школ» в истории педагогики (с конца XIX века до наших дней) и современные инновационные процессы в воспитании.
Самоактуализация молодого педагога через приобщение к педагогической науке и практике воспитания.
2.1. Школьный педагог как стратег движущихся сил и логики воспитательного процесса. Противоречия как источник развития воспитатель ного процесса; методика и техника их разрешения. Философские основы воспитания и учет их в кон кретной воспитательной практике.
2.2. Понятие и сущность педагогической категории «лю бовь к детям»; проявление и развитие ее как каче ства личности педагога.
Реализация принципов воспитания в подходе к разным категориям детей.
Культуросообразность в истории педагогики и современная теория воспитания.
2.3. Теория и методика построения воспитательного про цесса, создающего условия для самоактуализации воспитанников.
Возможности и проблемы самоактуализации личности школьника в условиях воспитательного процесса конкретной школы (по выбору студента). Самоактуализирующаяся личность педагога как условие сам о актуализации личности воспитанников.
2.4. Организация и методика преодоления «сопротивле ний воспитанию» в условиях современной школы. Психолого-педагогические основы выявления при чин и профилактики появления «сопротивления вос питанию».
3.1. Психолого-педагогический анализ современных реалий детства; преодоление негативных влияний. Педагогизация среды воспитания в современной школе. Педагогическая культура воспитателя. Воспитатель как носитель культуры. Педагогическая позиция воспитателя в детской (молодежной) субкультуре.
Педагогическая культура школы (семьи, ближайшего окружения школьника) как феномен культуры.
3.2. Педагогическая культура семьи, ее воспитательный потенциал.
Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка (подростка).
Семья как позитивный и негативный фактор развития личности. Современные реалии домашнего воспитания.
3.3. Коллектив как фактор развития личности.
Структура и динамика развития ученического коллектива в классе.
Методика и техника развития ученического коллектива в классе.
Негативные явления в развитии ученического коллектива, их предупреждение и преодоление. Взаимодействие ученического и педагогического коллективов в воспитательном процессе. Лидеры детского коллектива и воспитательная работа с ними.
3.4. Современное детское и молодежное движение как позитивный фактор развития личности.
Детские организации и школа: проблемы взаимодействия.
Воспитательный потенциал современных детских организаций.
3.5. Неформальные объединения детей и молодежи: позитивное и негативное влияние на развитие личности подростка.
4.1. Проблема национального воспитания в современной школе: содержание и методика. Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе.
Специфика воспитания школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
4.2. Психолого-педагогическая инструментовка деятельности детей разного возраста (младшего, среднего, старшего) как деятельности воспитывающей.
Свободное общение детей как воспитывающая деятельность. Игра в процессе воспитания;
4.3. Организация и методика стимулирования здорового образа жизни педагога и воспитанников в школьном воспитании.
Личная программа здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания. Самоактуализация личности педагога через личную программу здорового образа жизни.
4.4. Как воспитывает урок по... (учебному предмету). Внеурочная работа по предмету (...) как средство воспитания.
Учитель-предметник как воспитатель личности. Развитие коллектива учащихся в учебном процессе. Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно-ориентированного обучения.
Цель, назначение, содержание и методика работы внешкольных учреждений дополнительного образования (на конкретных примерах).
Многопрофильное творческое объединение детей и взрослых как условие и фактор развития личности школьника (на конкретном примере).
Психолого-педагогический анализ и обобщение опыта деятельности многопрофильного творческого объединения детей (на конкретном примере).
Педагогическая позиция руководителя (педагога) многопрофильного творческого объединения детей.
Специфика, содержание и методика работы освоожденного классного руководителя.
Классный руководитель как лидер детского сообщества.
Специфика воспитательной работы классного руководителя в «трудном» классе.
5.1. Позиция педагога-гуманиста в системе воспитательной работы современной школы.
Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одаренных детей.
Методика и техника педагогической поддержки в воспитании трудных детей.
Педагогическая поддержка в воспитательной работе с проблемным классом.
Педагогическая поддержка как основа создания и развития ученического самоуправления.
5.2. Психолого-педагогически и анализ традиционных методов вопитания в гуманной педагогике.
Роль и методика внушения в процессе воспитания.
5.3. Жизненные «точки опоры» как средство воспитания.
Воспитание отношения к природе у городских и сельских детей.
Приобщение к культуре в процессе воспитания как средство развенчания псевдокультуры и бескультурья. Использование окружающих ребенка (подростка) людей как средства воспитания. Развитие в процессе воспитания самоценности личности.
Использование Интернета как позитивного средства воспитания.
5.4. Приемы педагогического воздействия на учащихся в воспитательном процессе (психолого-педагогический анализ опыта педагога — конкретного воспитателя, учителя, либо своего собственного).
Саморазвитие умений педагогической техники как средство самовоспитания профессионально-педагогического мастерства.
5.5. Психолого-педагогическмй анализ современных воспитательных технологий (на конкретных примерах).
6.1. Психолого-педагогический анализ опыта конкретной (по выбору студента) воспитательной системы школы.
Педагогический коллектив школы как коллектив единомышленников.
6.2. «Пакет школьных методик» изучения учащихся как слагаемое мастерства творческого педагога-воспитателя. Изучение динамики уровня воспитанности в школьные годы.
Использование педагогического мониторинга для повышения эффективности воспитания.
6.3. Оригинальные (творческие, авторские) системы планирования в современной школе (на основе анализа опыта конкретных школ).
6.4. Методика коллективной творческой деятельности как основа современных воспитательных технологий. Идеи и методика личностно-ориентированного воспитания в методике коллективного творческого дела.
6.5. Организация и методика создания и развития ученического самоуправления в современной школе. Проблемы лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении.
6.6. Личностно-ориентированное воспитание (основы теории и методики).
Развитие индивидуальности школьника в личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности.
Самовоспитание школьника в условиях самодеятельности.
Развитие индивидуальности в условиях ученического самоуправления.
Индивидуальность самоактуализирующейся личности и ее развитие.
6.7. Психолого-педагогический анализ системы организационных форм воспитания в школе (классе). Творческие формы воспитания и их развитие в современной школе.
Методика и техника подготовки и проведения сложных интегрированных форм воспитательной работы.
«Воспитание родителей» как проблема современной теории и методики воспитания. Творческие формы воспитательной работы с родителями в современной школе.
6.8. Новое в работе классного руководителя с родителями учащихся.
«Воспитание родителей» как проблема современной теории и методики воспитания. Творческие формы воспитательной работы с родителями в современной школе.
- Оглавление
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- Глава V Основы методики воспитания
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- Введение
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- 1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи
- Начальные представления о воспитании
- Современная парадигма воспитания; ее прогрессивные идеи
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности
- Понятие воспитания; его основные признаки
- Педагогическая категория «отношение» как суть воспитания
- Что такое «отношение»
- Структура категории «отношение» как стержень воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.3. Ребенок, дети, детство. Школьник в воспитательном процессе
- Ребенок как объект и субъект воспитания
- Характерные особенности детства
- Специфика школьного периода детства
- Кризисы школьного детства
- Индивидуальные и половые различия
- Современные реалии детства
- Самовоспитание школьника и педагогическая позиция воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.4. Школьный педагог как субъект воспитания
- Статус педагога и содержание педагогической деятельности
- Педагог - это интеллигент
- Педагоги и дети: этика отношений
- Слагаемые педагогического мастерства
- Способность к творчеству
- Педагогический консерватизм и новаторство
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.5. Педагогическая наука и практика воспитания в современной школе
- Педагогика: наука или искусство?
- Педагогическая практика
- Педагогическая наука
- Грани взаимодействия науки и практики
- Инновации XX столетия
- Гуманистическая теория воспитания
- Прогрессивные идеи педагогов-новаторов
- Школа как экспериментальная площадка
- Повышение профессионально-педагогического мастерства
- Педагогический коллектив и творческий рост молодых педагогов
- Приобщение практиков к науке
- Программа личностного и профессионального педагогического роста
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- 2.1. Движущие силы и логика воспитательного процесса
- Философские основы воспитания
- Противоречивость воспитательного процесса
- Воспитание -процесс целенаправленный
- Воспитание - процесс систематический
- Теория ассимиляции и воспитательный процесс
- Огика воспитательного процесса
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Закономерности и принципы воспитания
- Законы, закономерности, принципы
- Закономерности педагогические
- Принципы воспитания
- Любовь к детям как педагогическая категория
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.3. Цель и задачи воспитания; стратегия и тактика его организации
- Цель воспитания
- Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе
- Стратегические задачи воспитания
- Задачи тактические
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуеиая литература
- 2.4. «Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления
- Явление «сопротивление воспитанию»
- Сопутствующие явления
- Дидактогения и механизмы самозащиты
- Причины сопротивления воспитанию
- Критическйе ситуации развития и воспитания
- Последствия сопротивления воспитанию
- Конкретные проявления сопротивления воспитанию
- Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- 3.1. Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства
- Воспитывающая среда
- Понятия «фактор», «условие» воспитания, «воспитательное пространство
- Воспитывающая ситуация
- Воспитание и процесс социальной адаптации
- Педагогизация среды
- Понятие социокультурной среды воспитания
- Понятия «ниша» и «стихия» в социокультурной среде воспитания
- Современные реалии детства
- Создание воспитывающей социокультурной среды
- Педагогическая культура школы
- Культура дома и семьи
- «Дворовая культура»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Семья как фактор воспитания
- Семья: понятие, функции
- Типы семей
- «Дом» как категория педагогическая
- Специфика семейного воспитания
- Как реализуется воспитательный потенциал семьи
- Об авторитете в воспитании
- Семья как негативный фактор воспитания
- Кризис семьи и проблемы, с ним связанные
- Вопросы для самопроверки и размышления:
- Рекомендуемая литература
- 3.3. Ученический коллектив: методика его создания и развития
- Человек – существо общественное
- Воспитательный коллектив: назначение и сущность
- Характерные особенности коллектива и позиция педагога
- Воспитание толерантности в ученическом коллективе
- Стадии развития коллектива
- Формы взаимодействия ученических и педагогических коллективов
- Негативные явления в коллективе
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.4. Детское движение; современные детско-юношеские организации
- Сообщество сверстников как фактор развития
- Детское движение и детские объединения
- Функции детских объединений
- Вариативность детского движения
- Орган изаци он -ные основы и принципы
- Пионерская организация
- Скаутинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.5. Неформальные объединения детей и молодежи; взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания
- Предыстория молодежной субкультуры
- .Как оппозиция культуре взрослых
- ...Как способ ухода от тревожности
- ...Как фактор социализации
- Классификация неформальных объединений
- Едагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями
- Одиночество проблема
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- 4.1. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике
- Проблема содержания воспитания и попытки ее решения
- В современных условиях: различные концепции
- Программа воспитания как основа отбора его содержания
- Акцент на самовоспитание
- Учет межнациональных отношений
- Специфика содержания воспитания в учебной и внеурочной деятельности учащихся
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.2. Воспитывающая деятельность: назначение, сущность, содержание, основы методики
- Воспитание есть организация деятельности
- Понятие и сущность деятельности
- Воспитывающая деятельность, ее специфика
- Технологически е особенности воспитывающей деятельности
- Виды воспитывающей деятельности, их характеристики
- Роль и назначение игровой деятельности в воспитании
- Общение как основа воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.3. Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания
- Здоровье и жизнь; здоровый ребенок и воспитательный процесс
- Основное направление воспитательной работы
- Три основные идеи здорового образа жизни
- Принципы создания и стимулирования здорового образа жизни в воспитательном процессе
- Индивидуально-личностная программа здорового образа жизни
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения
- Воспитывающий характер обучения
- Роль воспитания в обучении
- Специфика воспитания (по сравнению с обучением)
- Новое в современном образовании
- Личностно-ориентиро ванный подход в обучении и воспитание
- Воспитание через методику обучения
- Воспитание в различных формах обучения
- Воспитательный потенциал личности учителя
- Роль оценочной функции учителя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.5. Воспитывающий характер системы дополнительного образования
- Свободное время детей и их развитие
- Учреждения дополнительного образования
- Объединения клубного типа
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.6. Воспитательная работа классного руководителя
- Классный руководитель как субъект воспитания
- Какой он, классный руководитель
- Цель и назначение классного руководителя
- Цель и стратегические задачи
- Функции классного руководителя
- Содержание деятельности
- Методика и техника
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава V Основы методики воспитания
- 5.1. Педагогическая поддержка — основа воспитательной позиции школьного педагога
- Воспитание и воспитательная работа
- Психолого-педагогическая поддержка как основа воспитания
- Педагогическая поддержка
- Позиция воспитанника
- Педагогический такт как условие педагогической поддержки
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.2. Методы воспитания
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Условия эффективности
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.3. Воспитательные средства
- Средства воспитания
- Выбор воспитательных средств
- Пять «точек опоры»
- Медиаобразование как средство воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания
- Воспитательное воздействие и методический прием
- Воспитательные отношения, их типология
- Приемы воспитательного воздействия
- Психотерапия в методике воспитательного воздействия
- Педагогическая техника в деятельности воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.5. Современные технологии воспитания
- Методика и технология воспитания
- Понятие педагогической технологии
- Специфика технологий воспитания
- Система выборов как основание воспитательной технологии
- Три уровня воспитательных технологий
- Основные идеи
- Примеры современных воспитательных технологий
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- 6.1. Школа как воспитательная система
- О пользе воспитательной системы
- Что значит «воспитательная система школы»
- Теоретическая основа построения воспитательной системы школы
- Iiiкола как развивающаяся и саморазвивающаяся система
- Примеры воспитательных систем
- Некоторые идеи по созданию воспитательных систем
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса
- Современные проблемы изучения детей
- «Пакет школьных методик»
- Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального
- Проблемы школьной научно-методической работы
- Гностическая деятельность воспитателя и педагогический мониторинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.3. Методика и техника планирования воспитательной работы
- Проектировочная деятельность воспитателя как потребность
- Принципы планирования воспитательной работы
- Зачем нужен план
- Ошибки при планировании
- Как создается план воспитательной работы
- Виды планов воспитательной работы
- План классного руководителя как воспитателя
- Возможные варианты планирования
- Перспективно-календарный план-сетка
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация
- Совместно-разделенная деятельность как основа ктд
- Коллективность
- Игровая инструментовка
- Творческий характер
- Этапы и приемы организации ктд
- Примеры ктд
- Личностная ориентированность – основа ктд
- Инструментовка воспитательного процесса как самодеятельности воспитанников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.5. Создание и развитие ученического самоуправления
- Соуправление и самоуправление в воспта-тельной системе школы
- Принципы школьного само- (со-) управления
- Различные системы ученического само-(со-) управления
- Педагогические основы самоуправления
- Методика создания системы ученического самоуправления
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности в воспитательном процессе
- Суть проблемы «индивидуальность личности и коллективное воспитание»
- Задача корректировки индивидуального развития
- Возможная типология индивидуальностей
- Методика и техника индивидуального подхода в воспитании
- Стимулирование самовоспитания как основа воспитательного процесса
- Вооружение методикой самовоспитания
- Организационные формы, способствующие включению воспитанников в процесс самовоспитания
- Факультативный курс «человековедение» для старшеклассников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.7. Организационные формы воспитания
- «Клеточка» воспитательного процесса
- Многообразные формы воспитательного процесса
- Классный час как «час классного руководителя»
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Картотека организационных форм воспитания
- Примеры творческих форм организации воспитания
- Система организационных форм воспитания
- Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
- Зачем школе работа с родителями
- Назначение работы школы с родителями учащихся
- Что значит «воспитание родителей»
- Пять функций работы школы с родителями
- Совместная деятельность
- Корректировка воспитания в семье
- Работа с родительским активом
- Организационные формы работы с родителями
- Стиль и тон отношений воспитателей с родителями
- Если есть конфликт «родители и школа»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Вместо заключения
- Методические материалы для самостоятельной работы
- 1. Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «теория и методика воспитания»
- 2. Возможные темы курсовых и дипломных работ
- 3. Специальные словари и энциклопедии
- 4. Литература для организации тренингов и практикумов
- 5. Основная литература по теории и методике воспитания