logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Педагогический такт как условие педагогической поддержки

Осуществляя педагогическую поддержку очень важно соблюдать чувство меры, руководствовать соображениями педагогического такта. Еще Я. Кор-чак предупреждал, что воспитательные воздействия действуют как лечебные процедуры, и ребенок, «перекормленный морально, испытывает тощ-.ноту». В дневнике десятиклассницы Лены Б. читаем:

«...Я понимаю, что я единственный ребенок у них (родителей) и они любят меня и оберегают. Но надо же знать меру! Мне было приятно, когда они перестали провожать меня на курсы».

«...Гулять я не пошла (а там встреча с любимым мальчиком), так как мама решила проверить у меня уроки, а я ничего еще не делала вообще. Я лучше просижу до утра дома, чем она будет проверять у меня домашние задания. Когда она собирается делать это, я взбунтовываюсь. Не-навижу это. НЕ-НА-ВИ-ЖУ».

Подобное нередко встречается и в школе. Порой, изощренные приемы авторитарной педагогики родителей и педагогов выдаются за поддержку: выдвигаются жесткие требования и угрозы тихим спокойным голосом; вроде бы разумные советы требуют неукоснительного выполнения; унижающие достоинство ребенка (подростка) шутки, юмор, сарказм, высмеивания; вульгарное использование выражений из подросткового жаргона, неумелая трактовка явлений подростковой субкультуры (моделей одежды, музыки, форм поведения, суждений об окружающих жизненных явлениях).

А напоследок хочется привести мудрое стихотворение Р. Тагора, который, разумеется, не подозревая, дал прекрасное описание ошибок педагогов и родителей, озабоченных педагогической поддержкой детей, которых воспитывают в любви.

Отчего погас светильник?

Я заслонил его своим плащом,

Чтобы спасти его от ветра;

вот отчего погас светильник.

Отчего завял цветок?

Я прижал его к сердцу

С мучительной любовью;

вот отчего завял цветок.

Отчего высох ручей?

Я запрудил его плотиной,

Чтобы воспользоваться им для себя;

вот от его высох ручей.

Отчего лопнула струна арфы?

Я пытался исторгнуть из нее звук,

Который ей был не по силам,

вот отчего лопнула струна арфы.

Воистину мудр совет «Не навреди!», оказывая педагогическую поддержку любимому растущему человеку, искренне любимому.