logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Классификация неформальных объединений

Существует множество классификаций неформальных групп молодежи. Мы приведем здесь такую.

По социальной направленности неформальные группы делятся на три группы: просоциальные (демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям), асоциальные (сторонники серьезных социальных .проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях) и антисоциальные (авторитарные по структуре, направленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме — правонарушения, пьянство, наркомания, националистические выходки и т.п.).

По направленности интересов и соответственно по видам деятельности, неформальные группы можно разделить по следующим направлениям (СНОСКА: Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня... А завтра? М., 1988. С. 17):

1. Группы культурно-досуговой ориентации:

§   современной молодежной музыки (КСП, «фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и «новой волны» и др.);

§   спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы - «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики-«фанаты»...). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе... При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары;

§   технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.).

2. Группы альтернативного образа жизни: О мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и др.);

§   все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики...); ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешательства в дела общества, идеолотию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельности, именно они дали толчок к созданию «зеленых» и «экологистов», хиппи постоянные поклонники « Битлз».

3. Группы социальной инициативы:

§   экологисты (защитники природы, «зеленые»...);

§   глобалисты (активно выражающие отношение к определенному решению глобальных проблем);

§   охраны и защиты памятников истории и культуры;

§   фонды социальной инициативы широкого спектра действий;

§   творческие союзы.

4. Социально-политические группы:

§   группы в защиту происходящих изменений в обществе: политических, экономических, культурных и т.д.;

§   народные фронты и движения;

§   политические клубы и объединения.

Разумеется, это разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, методы работы... могут проявляться и у других групп. Например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах.

Итак, приверженность подростков (старшеклассников) к той или иной группе меняет их жизненную позицию, ценностные ориентации, мировоззрение и формы поведения. Они с трудом «вписываются» в логику учебно-воспитательного процесса школы, класса, порой не принимая деятельность и образ жизни, организуемый педагогами, а то и вступая в конфронтацию.

Как же быть?