logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Новое в современном образовании

Педагогическая теория констатирует, что происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иная позиция в деятельности учителя и ученика, иной педагогический менталитет. Проанализировав происходящее, Г.К. Селевко отмечает такие изменения в современном образовании (СНОСКА: Селевко-Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 3):

§   Содержание образования обогащается не только новыми знаниями, но и новыми процессуальными умениями.

§   Традиционные способы информации (устная и письменная речь, телеи радиосвязь) уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

§   Важнейшей составляющей становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учащимися.

§   Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека.

§   Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, макрои микросоциума.

§   Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания, что характеризуется переходом:

а) от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

б) от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

в) от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

г) от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.