logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Личностная ориентированность – основа ктд

Веянием времени, когда акцент на гуманистические основы воспитания привел к смене парадигмы воспитания, стало и переосмысление методики КТД. Суть этого переосмысления — в придании личноспгно-ориентированного характера любому коллективному делу, «ориентированному на развитие желания и умения себя осознавать и проявлять как личность у каждого участника дела». В такой логике коллективное дело рассматривается как «специально организованная ситуация для помощи в развитии каждого школьника» (СНОСКА: Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя: Памятки. Упражнения. Опыт. Ульяновск, 1996. Вып. 3. С. 12—14). Для этого делается акцент на некоторые новые приемы на всех этапах организации и проведения КТД. Например:

§   постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «Зачем это надо — нам, тебе, мне?»; «Помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?»;

§   право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких — нет;

§   подчеркнутое авторство идей и предложений при коллективном планировании деятельности;

§   подчеркивание ценности всех идей, в том числе и непринятых;

§   признание вклада в общее дело не только авторов идей и предложений, но и критиков, организаторов, технических работников; >• возможность разработки альтернативных проектов и дед;

§   поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;

§   максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников;

§   акцент на добровольность участия во всех делах;

§   направленность общих дел на конкретных детей («Сюрприз для именинника», «Интересный человек рядом»);

§   сочетание групповых и индивидуальных конкурсов и заданий;

§   публичное признание достижений и вклада каждого в

§   общее дело; индивидуальные оригинальные награды;

§   при анализе КТД: постановка вопросов типа «Что дало тебе участие в деле?», «Какие чувства и мысли у тебя вызвало дело?», «Кому ты хотел бы сказать «спасибо»?»;

§   выявление личных точек зрения и оценок; различные формы выражения оценок и др.

Таким образом, в современных условиях КТД выполняет две задачи: 1) развивает отношения в коллективе; 2) позволяет воспитателю помогать отдельным школьникам в их развитии и самоактуализации.