Примеры воспитательных систем
В настоящее время в нашей стране сложились различные воспитательные системы. Функционируют они в разных условиях: и в больших городах, и в сельской местности. Созданы они усилиями творчески работающих коллективов, возглавляемых педагогами-мастерами. В этих системах характерным является то, что деятельность и общение детей, детей и взрослых носит гуманистический характер, который и определяет суть системы. Приведем примеры некоторых воспитательных систем (СНОСКА: Многочисленные примеры гуманистических воспитательных систем см.: Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998).
...В общей концепции гимназии № 1504 г. Москвы (директор Н.А. Шарай) генеральная (общая стратегическая) цель выражена так: «Саморазвивающаяся, здоровая духом, телом и умом высоконравственная личность, обладающая богатой внешней и внутренней культурой, способная к творческой, преобразующей и полезной деятельности, обладающая способностями и потребностями к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции в совместном и личном развитии».
...У В.А. Караковского (директора школы № 825 г. Москвы) для школы как воспитательной системы отобраны следующие общечеловеческие ценности:
§ человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»;
§ семья — начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда развития;
§ труд — основа человеческого бытия;
§ знания — как основа приобщения к подлинной культуре;
§ Отечество - патриотическое чувство, историческое мышление;
§ земля — общий дом человечества (планетарное мышление).
...Интересна система сельской школы поселка Царева Вологодской области (директор А.А Огарков — педагог-энтузиаст, убежденный, что возрождение России начинается с глубинки, с периферии и корень этого — укрупненная сельская школа, дающая разностороннее развитие и возможность самоактуализации). В школе 160 учащихся и 24 педагога. Школа-комплекс, работающая под девизом «Интеллект будущего» на базе передового хозяйства — агрофирмы «Северагрогазпром». В школе личностно-ориентированное обучение, творческие классы, клубы, секции, научное общество учащихся, система самоуправления, гуманистические отношения в детском и педагогическом коллективах... Все педагоги ведут научно-методическую работу, школа оформляется как экспериментальная площадка.
...В последнее время появились воспитательные системы детских учреждений для проблемных детей (сирот, инвалидов, с недостатками в развитии, одаренных...). Примером может служить воспитательная система лечебно-профилактического санатория «Прометей» для социально-педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем (СНОСКА: Подробно в кн.: Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М, 1998. С. 304-313).Суть воспитательной системы в разрабатываемых долговременных игровых программах «Следопыт», «Русский сувенир», «Город», «Кругосветное плавание», «Познай себя», «Театр и время».., представляющих собой комплекс связанных единой тематикой малых форм, приемов, охватывающих четыре основные сферы: оздоровительную деятельность, учение, труд, творческую деятельность по интересам в сфере досуга.
...В некоторых регионах имеются попытки обобщения различных воспитательных систем в единую систему микрорайона, района, города...
- Оглавление
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- Глава V Основы методики воспитания
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- Введение
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- 1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи
- Начальные представления о воспитании
- Современная парадигма воспитания; ее прогрессивные идеи
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности
- Понятие воспитания; его основные признаки
- Педагогическая категория «отношение» как суть воспитания
- Что такое «отношение»
- Структура категории «отношение» как стержень воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.3. Ребенок, дети, детство. Школьник в воспитательном процессе
- Ребенок как объект и субъект воспитания
- Характерные особенности детства
- Специфика школьного периода детства
- Кризисы школьного детства
- Индивидуальные и половые различия
- Современные реалии детства
- Самовоспитание школьника и педагогическая позиция воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.4. Школьный педагог как субъект воспитания
- Статус педагога и содержание педагогической деятельности
- Педагог - это интеллигент
- Педагоги и дети: этика отношений
- Слагаемые педагогического мастерства
- Способность к творчеству
- Педагогический консерватизм и новаторство
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.5. Педагогическая наука и практика воспитания в современной школе
- Педагогика: наука или искусство?
- Педагогическая практика
- Педагогическая наука
- Грани взаимодействия науки и практики
- Инновации XX столетия
- Гуманистическая теория воспитания
- Прогрессивные идеи педагогов-новаторов
- Школа как экспериментальная площадка
- Повышение профессионально-педагогического мастерства
- Педагогический коллектив и творческий рост молодых педагогов
- Приобщение практиков к науке
- Программа личностного и профессионального педагогического роста
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- 2.1. Движущие силы и логика воспитательного процесса
- Философские основы воспитания
- Противоречивость воспитательного процесса
- Воспитание -процесс целенаправленный
- Воспитание - процесс систематический
- Теория ассимиляции и воспитательный процесс
- Огика воспитательного процесса
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Закономерности и принципы воспитания
- Законы, закономерности, принципы
- Закономерности педагогические
- Принципы воспитания
- Любовь к детям как педагогическая категория
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.3. Цель и задачи воспитания; стратегия и тактика его организации
- Цель воспитания
- Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе
- Стратегические задачи воспитания
- Задачи тактические
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуеиая литература
- 2.4. «Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления
- Явление «сопротивление воспитанию»
- Сопутствующие явления
- Дидактогения и механизмы самозащиты
- Причины сопротивления воспитанию
- Критическйе ситуации развития и воспитания
- Последствия сопротивления воспитанию
- Конкретные проявления сопротивления воспитанию
- Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- 3.1. Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства
- Воспитывающая среда
- Понятия «фактор», «условие» воспитания, «воспитательное пространство
- Воспитывающая ситуация
- Воспитание и процесс социальной адаптации
- Педагогизация среды
- Понятие социокультурной среды воспитания
- Понятия «ниша» и «стихия» в социокультурной среде воспитания
- Современные реалии детства
- Создание воспитывающей социокультурной среды
- Педагогическая культура школы
- Культура дома и семьи
- «Дворовая культура»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Семья как фактор воспитания
- Семья: понятие, функции
- Типы семей
- «Дом» как категория педагогическая
- Специфика семейного воспитания
- Как реализуется воспитательный потенциал семьи
- Об авторитете в воспитании
- Семья как негативный фактор воспитания
- Кризис семьи и проблемы, с ним связанные
- Вопросы для самопроверки и размышления:
- Рекомендуемая литература
- 3.3. Ученический коллектив: методика его создания и развития
- Человек – существо общественное
- Воспитательный коллектив: назначение и сущность
- Характерные особенности коллектива и позиция педагога
- Воспитание толерантности в ученическом коллективе
- Стадии развития коллектива
- Формы взаимодействия ученических и педагогических коллективов
- Негативные явления в коллективе
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.4. Детское движение; современные детско-юношеские организации
- Сообщество сверстников как фактор развития
- Детское движение и детские объединения
- Функции детских объединений
- Вариативность детского движения
- Орган изаци он -ные основы и принципы
- Пионерская организация
- Скаутинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.5. Неформальные объединения детей и молодежи; взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания
- Предыстория молодежной субкультуры
- .Как оппозиция культуре взрослых
- ...Как способ ухода от тревожности
- ...Как фактор социализации
- Классификация неформальных объединений
- Едагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями
- Одиночество проблема
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- 4.1. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике
- Проблема содержания воспитания и попытки ее решения
- В современных условиях: различные концепции
- Программа воспитания как основа отбора его содержания
- Акцент на самовоспитание
- Учет межнациональных отношений
- Специфика содержания воспитания в учебной и внеурочной деятельности учащихся
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.2. Воспитывающая деятельность: назначение, сущность, содержание, основы методики
- Воспитание есть организация деятельности
- Понятие и сущность деятельности
- Воспитывающая деятельность, ее специфика
- Технологически е особенности воспитывающей деятельности
- Виды воспитывающей деятельности, их характеристики
- Роль и назначение игровой деятельности в воспитании
- Общение как основа воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.3. Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания
- Здоровье и жизнь; здоровый ребенок и воспитательный процесс
- Основное направление воспитательной работы
- Три основные идеи здорового образа жизни
- Принципы создания и стимулирования здорового образа жизни в воспитательном процессе
- Индивидуально-личностная программа здорового образа жизни
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения
- Воспитывающий характер обучения
- Роль воспитания в обучении
- Специфика воспитания (по сравнению с обучением)
- Новое в современном образовании
- Личностно-ориентиро ванный подход в обучении и воспитание
- Воспитание через методику обучения
- Воспитание в различных формах обучения
- Воспитательный потенциал личности учителя
- Роль оценочной функции учителя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.5. Воспитывающий характер системы дополнительного образования
- Свободное время детей и их развитие
- Учреждения дополнительного образования
- Объединения клубного типа
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.6. Воспитательная работа классного руководителя
- Классный руководитель как субъект воспитания
- Какой он, классный руководитель
- Цель и назначение классного руководителя
- Цель и стратегические задачи
- Функции классного руководителя
- Содержание деятельности
- Методика и техника
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава V Основы методики воспитания
- 5.1. Педагогическая поддержка — основа воспитательной позиции школьного педагога
- Воспитание и воспитательная работа
- Психолого-педагогическая поддержка как основа воспитания
- Педагогическая поддержка
- Позиция воспитанника
- Педагогический такт как условие педагогической поддержки
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.2. Методы воспитания
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Условия эффективности
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.3. Воспитательные средства
- Средства воспитания
- Выбор воспитательных средств
- Пять «точек опоры»
- Медиаобразование как средство воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания
- Воспитательное воздействие и методический прием
- Воспитательные отношения, их типология
- Приемы воспитательного воздействия
- Психотерапия в методике воспитательного воздействия
- Педагогическая техника в деятельности воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.5. Современные технологии воспитания
- Методика и технология воспитания
- Понятие педагогической технологии
- Специфика технологий воспитания
- Система выборов как основание воспитательной технологии
- Три уровня воспитательных технологий
- Основные идеи
- Примеры современных воспитательных технологий
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- 6.1. Школа как воспитательная система
- О пользе воспитательной системы
- Что значит «воспитательная система школы»
- Теоретическая основа построения воспитательной системы школы
- Iiiкола как развивающаяся и саморазвивающаяся система
- Примеры воспитательных систем
- Некоторые идеи по созданию воспитательных систем
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса
- Современные проблемы изучения детей
- «Пакет школьных методик»
- Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального
- Проблемы школьной научно-методической работы
- Гностическая деятельность воспитателя и педагогический мониторинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.3. Методика и техника планирования воспитательной работы
- Проектировочная деятельность воспитателя как потребность
- Принципы планирования воспитательной работы
- Зачем нужен план
- Ошибки при планировании
- Как создается план воспитательной работы
- Виды планов воспитательной работы
- План классного руководителя как воспитателя
- Возможные варианты планирования
- Перспективно-календарный план-сетка
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация
- Совместно-разделенная деятельность как основа ктд
- Коллективность
- Игровая инструментовка
- Творческий характер
- Этапы и приемы организации ктд
- Примеры ктд
- Личностная ориентированность – основа ктд
- Инструментовка воспитательного процесса как самодеятельности воспитанников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.5. Создание и развитие ученического самоуправления
- Соуправление и самоуправление в воспта-тельной системе школы
- Принципы школьного само- (со-) управления
- Различные системы ученического само-(со-) управления
- Педагогические основы самоуправления
- Методика создания системы ученического самоуправления
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности в воспитательном процессе
- Суть проблемы «индивидуальность личности и коллективное воспитание»
- Задача корректировки индивидуального развития
- Возможная типология индивидуальностей
- Методика и техника индивидуального подхода в воспитании
- Стимулирование самовоспитания как основа воспитательного процесса
- Вооружение методикой самовоспитания
- Организационные формы, способствующие включению воспитанников в процесс самовоспитания
- Факультативный курс «человековедение» для старшеклассников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.7. Организационные формы воспитания
- «Клеточка» воспитательного процесса
- Многообразные формы воспитательного процесса
- Классный час как «час классного руководителя»
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Картотека организационных форм воспитания
- Примеры творческих форм организации воспитания
- Система организационных форм воспитания
- Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
- Зачем школе работа с родителями
- Назначение работы школы с родителями учащихся
- Что значит «воспитание родителей»
- Пять функций работы школы с родителями
- Совместная деятельность
- Корректировка воспитания в семье
- Работа с родительским активом
- Организационные формы работы с родителями
- Стиль и тон отношений воспитателей с родителями
- Если есть конфликт «родители и школа»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Вместо заключения
- Методические материалы для самостоятельной работы
- 1. Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «теория и методика воспитания»
- 2. Возможные темы курсовых и дипломных работ
- 3. Специальные словари и энциклопедии
- 4. Литература для организации тренингов и практикумов
- 5. Основная литература по теории и методике воспитания