Характерные особенности детства
Основные особенности детства, отличающие детей от мира взрослых, таковы.
1. Дети маленькие, слабые, неумелые, многого не знающие. Их подстерегают опасности, ошибки, непреодолимые трудности (как физического, так и духовного плана), препятствия... Они нуждаются в заботе и помощи взрослых. Они многого не умеют: решать трудные задачки, плавать и нырять, мастерить что-то полезное, сидеть тихо и спокойно, строить отношения со сверстниками и взрослыми, ставить цели и их добиваться, выходить из конфликтных ситуаций.
Они много чего боятся: смерти, темноты, потери близких и родных, одиночества, стихийных бедствий, болезней, безнравственных людей, школьных неудач, несправедливости, преступников, диких животных и насекомых, предательства друзей... Они много чего не любят: манной каши, пиявок и тараканов, непредсказуемых ситуаций, грубости, зазнайства, некоторых сверстников и взрослых, «когда меня ругают и наказывают несправедливо», «непосильную и бестолковую работу», «когда унижают мое достоинство»...
В. Леви писал: «...Травмы детства. У кого их не было?.. Все детство — сплошная травма, непрерывный ушиб души».
2. Дети в отличие от взрослых, живущих либо прошлым, либо будущим, умеют жить настоящим, ценить текущий момент, радоваться жизни как таковой (солнышку, маме, морю, ветерку, пению птиц, ползущему муравью, светлячку, смеху...): «У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим» (Ж. Лабрюйер).
Детей многое радует в настоящей жизни: солнце, утро, хорошая погода, цветы, животные, звездное небо, музыка, книги, муравейник, уютный и теплый дом, школьные успехи, хорошие педагоги, лучшие друзья, любовь окружающих, свои мечты и фантазии...
3. Дети видят мир иначе, чем взрослые. По-своему его объясняют, оценивают, вступают с ним во взаимодействие, в своей логике строят свое поведение.
....Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать...
Андрей К
Нередко это неординарное видение мира становится причиной непонимания детей взрослыми и даже конфликтов.
Эпизоды из обыденной жизни:
Девочка объясняет рассвирепевшей маме, что она обменяла свою новую куклу на светлячка («какого-то мерзкого червяка»), потому что кукла неживая, а светлячок живой и светится в темноте.
Трехлетняя Оленька М. разобрала на мелкие части будильник: искала у него ножки, потому что взрослые говорят, что он ходит.
Артур И. (2,5 года) оборвал только что распустившиеся садовые цветы (!), чтобы... подарить их маме и бабушке.
Денис (4 года) увидел по телевизору корриду: «Посмотрите, как корову мучают!»
Игорь (3 года) любит озорничать и нередко бывает наказан. Видит, как бабушка ощипывает гуся. Сокрушается: «Бедный гусь! Ведь ничего не сделал!»
4. Дети — исследователи, «открыватели» большого мира вокруг, «почемучки», ибо запас знаний мал, жизненного опыта не хватает, а познать, мир хочется как можно скорее, вступить с ним во взаимодействие немедленно, уже сейчас, а не когда-то там в будущем, когда «вырастешь и станешь взрослым». -
Вот почему девочки-дошкольницы примеряют мамины платья и туфли, красятся, как папуаски, вертятся перед зеркалом, уподобляясь мартышкам. А мальчики играют в космонавтов, летчиков, военных, акробатов и клоунов.., а еще, увы, в крутых бизнесменов, рэкетиров, мафиози, пьяного папу и т.п.
Каждому взрослому (не только родителям и педагогам) знакомы «сто тысяч почему», которые «живут на белом свете»: почему часы тикают? Почему вымерли динозавры? Почему нельзя свешиваться с балкона? Почему люди ходят на двух ногах, а собаки на четырех? Зачем собаке хвост? Как это такая большая бабушка умещается в банку ( бабушка всю жизнь проработала в Госбанке)?
А кому незнакомо детское словотворчество, талантливости которого не устаешь восторгаться и удивляться: не печка, а гречка (ведь греет же); не катушка, а матушка (на нее нитки намотаны); не самовар, а водовар (воду варит); не воспитательница, а ругательница (только и делает, что ругается)...
А детские открытия (на сухом языке педагогики — это «субъективное открытие мира, уже открытого взрослыми»)- «Оказывается, в телевизоре никто не сидит, а звук и изображение передаются по проводам», «Лед — это та же вода, когда растает», «Я знаю, что Баба-яга только в сказках живет, потому что мы были в зоопарке, там есть и волк, и медведь, и зайчики, и сороки...; мы с папой долго искали клетку с Бабой-ягой, а ее нет...», «Оказывается, все люди и обезьяны произошли от обезьян... И моя мама была обезьянкой, только у нее нет фотографии», «К нам в садик на елку приходил не Дед Мороз, а Тамара Ивановна с бородой»; малыш в поликлинике: «Мама, а для чего детей взвешивают? Я знаю: чтобы узнать, сколько они стоят!»...
Еще Я. Корчак подметил, что нередко взрослых шокируют некоторые детские игры, исследования, опыты: «Мы недолюбливаем некоторые детские игры, исследования, опыты. Ребенок ходит на четвереньках и лает, чтобы понять, как справляется с этим собака, пробует хромать, подражает горбатому старику, косоглазит, заикается, качается как пьяный, изображает увиденного на улице сумасшедшего, ходит, закрыв глаза (слепой), затыкает уши (глухой), ложится неподвижно, удерживая дыхание (умер), смотрит через очки, затягивается папиросой, тайком пробует завести часы, обрывает у мухи крылья (как она полетит?), притягивает магнитом перо, интересуется строением уха (что там за барабанная перепонка), горла (что там за миндалины?), предлагает девочке играть в доктора, надеясь, что увидит, как там у нее, бежит с зажигательным стеклом на солнце, слушает шум в раковине, бьет кремнем о кремень...»
Хотим мы или нет, но детей надо принять таковыми, как они есть, — исследователями, экспериментаторами, «почемучками»...
5. Дети любят себя: свое тело, свою душу, свой внутренний и внешний мир. Его старательно оберегают, лелеют, противятся грубому вторжению в него. Почему-то в официальной педагогике детских учреждений это при-пойти гулять, смотрела в окно и, если там уже гуляло человека три-четыре, звонила еще четверым и только тогда шла гулять. Это было время коллективных, подвижных игр: прятки, казаки-разбойники, пароли, светофорики — это наши любимые игры... И обязательно — вместе».
7. Дети эмоциональны. Не притворно, не избирательно, не ситуативно, не для кого-то или чего-то, не скрытно... а искренне, открыто, «всеми частичками души»: они любят, ненавидят, понимают, сочувствуют, содействуют, поддерживают...
Трехлетняя Оленька М. плачет, видя боль другого: «Жалко царевну Несмеяну», «Жалко Волка, которому охотники распороли пузо, чтобы достать Красную Шапочку», «жалко маму: ей прокололи ушки для сережек», «жалко братика, которому постригли волосы»...
Подростки вопят от радости победы спортивной команды; заразительно хохочут, когда смешно; бурно реагируют на несправедливость; могут поколотить не оправдавшего доверия сверстника, азартно включаются в игру... В юности - вообще «половодье чувств»: дружбы, любви, восторга жизни, глубокое переживание неудач, восторг победы, неприятие одиночества или, наоборот, любовь к уединению...
Ну а сколько историй могут рассказать родители и педагоги о зарождающемся, невинном, наивном чувстве любви. Дима пришел из детского сада и шепотом сообщил маме: «Мамочка, ты знаешь, я, кажется, влюбился». «Почему ты так думаешь?» Дима ответил: «Когда Леночка сосет конфетку, у меня во рту тоже сладко, а когда она ударит коленку — мне тоже больно».
Не будем здесь касаться «любовных» историй подростков и старшеклассников — они многочисленны, всем хорошо известны.
8. Дети великодушны. Они умеют прощать и забывать плохое, причиненную им обиду и боль. У А. Экзюпери читаем: «...Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым». И ведь снисходительны. Прощают все: побои отца; мать, недавно в сердцах воскликнувшую; «Прекрати сейчас же! Убью!». И отца, который когда-то бросил, из-за которого жизнь сложилась трудно, хотят видеть. И учительницу, которая вчера опозорила перед классом, а теперь покаялась, извинилась...
9. Дети искренни, все принимают всерьез, доверяют взрослым, знающим и опытным. И нередко ошибаются, больно переживают травмы и обиды. Страдают. И... взрослеют, мужают на этом опыте.
...Я помню, как меня отучали от пустышки. Мне было два года, но я еще сосала пустышку. И однажды я встала утром и мама сказала, что соску утащила собака. И я в течение недели подходила к каждой собаке на улице и просила отдать соску» (Ю. Григорьева).
Из воспоминаний студента: «Старшая сестра, пришедшая с первого урока биологии, рассказала мне, что человек состоит из клеток. Меня поразило открытие: «Значит, я тоже из клеток! Значит, и динозавры — из клеток!» С тех пор я долго думал, что вот-вот превращусь в динозаврика. Я стал в них играть, и года два-три жил в мире воображаемых динозавров».
...Взрослые замечают, что с некоторых пор (лет в 12—14) дети не любят ходить в гости с родителями. Мы задались вопросом, почему так. Оказалось, в большинстве своем потому, что их не привлекает застолье и еще «конечно же, все будут говорить: «Ах, какая прелесть эта девочка! Ах, какая же большая выросла! Ах, как на маму (папу, бабушку, дедушки...) похожа!... Противно!»
10. Дети — мечтатели, фантазеры, оптимисты... О чем только не мечтают! Какие фантазии не сочиняют и не проигрывают. И главное — верят в них. Устремлены в будущее. В лучшее и счастливое будущее. И худо, если вокруг - - хмурые лица взрослых, приземленные разговоры, тусклая обыденщина. «Везет» тому, у кого в доме и вокруг радостно, светло, оптимистично. «...Я всегда мечтал стать милиционером или космонавтом, хотел, чтобы У меня была самая красивая девушка во всей Вселенной, чтобы она меня любила всю жизнь до гроба. Я мечтал о том, что когда я вырасту, буду собирать всех собак (бездомных) себе домой, буду их мыть и за ними ухаживать. Я мечтал стать очень счастливым» (Аркадий Б.).
«Я страдала от того, что не могу полететь и присоединиться к стае журавлей, мне было горько от этой жуткой беспомощности» (Маша Ц.)- «Мечтала быть невестой в белом красивом платье и фате, и быть актрисой, и сыграть роль Динки из книги Осеевой» (Юля К.).
11. Дети больно переживают несовершенство окружающего мира в самом широком смысле этих слов. Мира материального и мира духовного. Они остро страдают от его парадоксальности и противоречивости. Каждый по-своему решает для себя эти проблемы. Из воспоминаний студента: «Я вспоминаю, как горько плакал от двух открытий. Первое — смертность. «Неужели я тоже?.. Мама, как?! И ты тоже?.. Прошло. Принято. Второе — бескрылость. Как всем детям, мне снилось... что я летаю - с упоительной естественностью... а на самом-то деле всего лишь живешь, и украдкой об этом знаешь и ждешь случая...»
..Ребенок попал в больницу: наелся земли - решил проверить, как это из земли вырастают прекрасные цветы, вкусные фрукты и овощи, могучие дубы... Откуда они там? Может быть, можно есть землю?
Противоречивый мир рождает противоречия в самой сущности ребенка: в его восприятии мира, поступках, самовыражении.
12. И как следствие всех предыдущих особенностей, по образном выражению М. Снайдер и Р. Снайдер:
«Ребенок всегда организует свой Жизненный Мир, в котором он живет и из которого действует. Из встреч со всем, что его окружает, ребенок организует уникальный личностный мир-для-жизни. Этот Жизненный Мир организован работой ребенка над своим ростом, перспективами воображения и значениями конкретных действий, людей и вещей....
Жизненный мир ребенка не может быть дан ему кем-то другим. Каждый ребенок творит его из своего опыта, намерений и пробудивБлихся в нем значений. Главная функция воспитателя — помочь ребенку научиться хранить свой жизненный мир. Потому что ребенок и мир должны быть вместе.
Мы обнаружили следующие организующие центры Жизненного Мира детей:
1. рост, над которым ребенок работает;
2. чувства по поводу себя;
3. люди и вещи в мире ребенка;
4. способы встречи с жизнью;
5. развивающиеся значения (система ценностей);
6. будущее.
Знание этих организующих центров является основным в понимании ребенка».
- Оглавление
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- Глава V Основы методики воспитания
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- Введение
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- 1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи
- Начальные представления о воспитании
- Современная парадигма воспитания; ее прогрессивные идеи
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности
- Понятие воспитания; его основные признаки
- Педагогическая категория «отношение» как суть воспитания
- Что такое «отношение»
- Структура категории «отношение» как стержень воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.3. Ребенок, дети, детство. Школьник в воспитательном процессе
- Ребенок как объект и субъект воспитания
- Характерные особенности детства
- Специфика школьного периода детства
- Кризисы школьного детства
- Индивидуальные и половые различия
- Современные реалии детства
- Самовоспитание школьника и педагогическая позиция воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.4. Школьный педагог как субъект воспитания
- Статус педагога и содержание педагогической деятельности
- Педагог - это интеллигент
- Педагоги и дети: этика отношений
- Слагаемые педагогического мастерства
- Способность к творчеству
- Педагогический консерватизм и новаторство
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.5. Педагогическая наука и практика воспитания в современной школе
- Педагогика: наука или искусство?
- Педагогическая практика
- Педагогическая наука
- Грани взаимодействия науки и практики
- Инновации XX столетия
- Гуманистическая теория воспитания
- Прогрессивные идеи педагогов-новаторов
- Школа как экспериментальная площадка
- Повышение профессионально-педагогического мастерства
- Педагогический коллектив и творческий рост молодых педагогов
- Приобщение практиков к науке
- Программа личностного и профессионального педагогического роста
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- 2.1. Движущие силы и логика воспитательного процесса
- Философские основы воспитания
- Противоречивость воспитательного процесса
- Воспитание -процесс целенаправленный
- Воспитание - процесс систематический
- Теория ассимиляции и воспитательный процесс
- Огика воспитательного процесса
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Закономерности и принципы воспитания
- Законы, закономерности, принципы
- Закономерности педагогические
- Принципы воспитания
- Любовь к детям как педагогическая категория
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.3. Цель и задачи воспитания; стратегия и тактика его организации
- Цель воспитания
- Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе
- Стратегические задачи воспитания
- Задачи тактические
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуеиая литература
- 2.4. «Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления
- Явление «сопротивление воспитанию»
- Сопутствующие явления
- Дидактогения и механизмы самозащиты
- Причины сопротивления воспитанию
- Критическйе ситуации развития и воспитания
- Последствия сопротивления воспитанию
- Конкретные проявления сопротивления воспитанию
- Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- 3.1. Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства
- Воспитывающая среда
- Понятия «фактор», «условие» воспитания, «воспитательное пространство
- Воспитывающая ситуация
- Воспитание и процесс социальной адаптации
- Педагогизация среды
- Понятие социокультурной среды воспитания
- Понятия «ниша» и «стихия» в социокультурной среде воспитания
- Современные реалии детства
- Создание воспитывающей социокультурной среды
- Педагогическая культура школы
- Культура дома и семьи
- «Дворовая культура»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Семья как фактор воспитания
- Семья: понятие, функции
- Типы семей
- «Дом» как категория педагогическая
- Специфика семейного воспитания
- Как реализуется воспитательный потенциал семьи
- Об авторитете в воспитании
- Семья как негативный фактор воспитания
- Кризис семьи и проблемы, с ним связанные
- Вопросы для самопроверки и размышления:
- Рекомендуемая литература
- 3.3. Ученический коллектив: методика его создания и развития
- Человек – существо общественное
- Воспитательный коллектив: назначение и сущность
- Характерные особенности коллектива и позиция педагога
- Воспитание толерантности в ученическом коллективе
- Стадии развития коллектива
- Формы взаимодействия ученических и педагогических коллективов
- Негативные явления в коллективе
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.4. Детское движение; современные детско-юношеские организации
- Сообщество сверстников как фактор развития
- Детское движение и детские объединения
- Функции детских объединений
- Вариативность детского движения
- Орган изаци он -ные основы и принципы
- Пионерская организация
- Скаутинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.5. Неформальные объединения детей и молодежи; взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания
- Предыстория молодежной субкультуры
- .Как оппозиция культуре взрослых
- ...Как способ ухода от тревожности
- ...Как фактор социализации
- Классификация неформальных объединений
- Едагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями
- Одиночество проблема
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- 4.1. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике
- Проблема содержания воспитания и попытки ее решения
- В современных условиях: различные концепции
- Программа воспитания как основа отбора его содержания
- Акцент на самовоспитание
- Учет межнациональных отношений
- Специфика содержания воспитания в учебной и внеурочной деятельности учащихся
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.2. Воспитывающая деятельность: назначение, сущность, содержание, основы методики
- Воспитание есть организация деятельности
- Понятие и сущность деятельности
- Воспитывающая деятельность, ее специфика
- Технологически е особенности воспитывающей деятельности
- Виды воспитывающей деятельности, их характеристики
- Роль и назначение игровой деятельности в воспитании
- Общение как основа воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.3. Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания
- Здоровье и жизнь; здоровый ребенок и воспитательный процесс
- Основное направление воспитательной работы
- Три основные идеи здорового образа жизни
- Принципы создания и стимулирования здорового образа жизни в воспитательном процессе
- Индивидуально-личностная программа здорового образа жизни
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения
- Воспитывающий характер обучения
- Роль воспитания в обучении
- Специфика воспитания (по сравнению с обучением)
- Новое в современном образовании
- Личностно-ориентиро ванный подход в обучении и воспитание
- Воспитание через методику обучения
- Воспитание в различных формах обучения
- Воспитательный потенциал личности учителя
- Роль оценочной функции учителя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.5. Воспитывающий характер системы дополнительного образования
- Свободное время детей и их развитие
- Учреждения дополнительного образования
- Объединения клубного типа
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.6. Воспитательная работа классного руководителя
- Классный руководитель как субъект воспитания
- Какой он, классный руководитель
- Цель и назначение классного руководителя
- Цель и стратегические задачи
- Функции классного руководителя
- Содержание деятельности
- Методика и техника
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава V Основы методики воспитания
- 5.1. Педагогическая поддержка — основа воспитательной позиции школьного педагога
- Воспитание и воспитательная работа
- Психолого-педагогическая поддержка как основа воспитания
- Педагогическая поддержка
- Позиция воспитанника
- Педагогический такт как условие педагогической поддержки
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.2. Методы воспитания
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Условия эффективности
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.3. Воспитательные средства
- Средства воспитания
- Выбор воспитательных средств
- Пять «точек опоры»
- Медиаобразование как средство воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания
- Воспитательное воздействие и методический прием
- Воспитательные отношения, их типология
- Приемы воспитательного воздействия
- Психотерапия в методике воспитательного воздействия
- Педагогическая техника в деятельности воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.5. Современные технологии воспитания
- Методика и технология воспитания
- Понятие педагогической технологии
- Специфика технологий воспитания
- Система выборов как основание воспитательной технологии
- Три уровня воспитательных технологий
- Основные идеи
- Примеры современных воспитательных технологий
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- 6.1. Школа как воспитательная система
- О пользе воспитательной системы
- Что значит «воспитательная система школы»
- Теоретическая основа построения воспитательной системы школы
- Iiiкола как развивающаяся и саморазвивающаяся система
- Примеры воспитательных систем
- Некоторые идеи по созданию воспитательных систем
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса
- Современные проблемы изучения детей
- «Пакет школьных методик»
- Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального
- Проблемы школьной научно-методической работы
- Гностическая деятельность воспитателя и педагогический мониторинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.3. Методика и техника планирования воспитательной работы
- Проектировочная деятельность воспитателя как потребность
- Принципы планирования воспитательной работы
- Зачем нужен план
- Ошибки при планировании
- Как создается план воспитательной работы
- Виды планов воспитательной работы
- План классного руководителя как воспитателя
- Возможные варианты планирования
- Перспективно-календарный план-сетка
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация
- Совместно-разделенная деятельность как основа ктд
- Коллективность
- Игровая инструментовка
- Творческий характер
- Этапы и приемы организации ктд
- Примеры ктд
- Личностная ориентированность – основа ктд
- Инструментовка воспитательного процесса как самодеятельности воспитанников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.5. Создание и развитие ученического самоуправления
- Соуправление и самоуправление в воспта-тельной системе школы
- Принципы школьного само- (со-) управления
- Различные системы ученического само-(со-) управления
- Педагогические основы самоуправления
- Методика создания системы ученического самоуправления
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности в воспитательном процессе
- Суть проблемы «индивидуальность личности и коллективное воспитание»
- Задача корректировки индивидуального развития
- Возможная типология индивидуальностей
- Методика и техника индивидуального подхода в воспитании
- Стимулирование самовоспитания как основа воспитательного процесса
- Вооружение методикой самовоспитания
- Организационные формы, способствующие включению воспитанников в процесс самовоспитания
- Факультативный курс «человековедение» для старшеклассников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.7. Организационные формы воспитания
- «Клеточка» воспитательного процесса
- Многообразные формы воспитательного процесса
- Классный час как «час классного руководителя»
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Картотека организационных форм воспитания
- Примеры творческих форм организации воспитания
- Система организационных форм воспитания
- Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
- Зачем школе работа с родителями
- Назначение работы школы с родителями учащихся
- Что значит «воспитание родителей»
- Пять функций работы школы с родителями
- Совместная деятельность
- Корректировка воспитания в семье
- Работа с родительским активом
- Организационные формы работы с родителями
- Стиль и тон отношений воспитателей с родителями
- Если есть конфликт «родители и школа»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Вместо заключения
- Методические материалы для самостоятельной работы
- 1. Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «теория и методика воспитания»
- 2. Возможные темы курсовых и дипломных работ
- 3. Специальные словари и энциклопедии
- 4. Литература для организации тренингов и практикумов
- 5. Основная литература по теории и методике воспитания