logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Введение

Только наука может изменить мир. Наука в широком смысле: и как расщепить атом, и как воспитывать людей.

Н. М. Амосов

Воспитание — дело совести, обучение — дело науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг дуга.

Виктор Гюго

Итак, учебное пособие называется «Теория и методика воспитания». Почему предмет его — «воспитание»! А не «образование»? Не «воспитательная работа»? Не «внеурочная деятельность»? Не «дополнительное образование»?

Всем, наверное, приходилось слышать слова: «Не учите меня жить!», «Не надо меня воспитывать!», «Не читай мне морали!», «Та семья хороша, где никто никого не воспитывает», «Школа не должна воспитывать, ее удел давать знания, а уж воспитаю я своего ребенка как-нибудь сам», «Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода»...

Но есть еще и другое видение сути данного явления. Я.А. Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира». В.Г. Белинский: «Воспитание - великое дело: им решается участь человека». Д.И. Менделеев: «Знания без воспитания,,что меч в руках сумасшедшего».

Перед нами две полярные точки зрения в понимании и оценке воспитания. Как их рассудить? Каждому, мало-мальски знакомому с историей педагогики, хорошо известно, что воспитание появилось одновременно с возникновением человеческого общества, все перипетии развития человеческого общества так или иначе коснулись воспитания, внесли свои коррективы в эту функцию общества.