logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

1. Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «теория и методика воспитания»

Вопросы к экзамену (зачету) даны в общей логике курса. Цифрами обозначены номера глав и параграфов, в которых освещены данные вопросы: по ним студентам легко будет найти ответ, чтобы подготовиться к зачету или экзамену. Преподавателю, ведущему курс «Теория и методика воспитания», легко будет составить билеты к экзамену. Кроме того, используя данные вопросы, можно проводить рейтинговую оценку знаний студентов в процессе всего периода обучения. Для начинающих воспитателей-практиков данный перечень вопросов может послужить критерием их теоретической и методической подготовленности к практике воспитательной работы и даст возможность найти источники пополнения багажа необходимых знаний.

1.1. Воспитание как общественная категория. Исторический характер воспитания.

Современная трактовка понятия «воспитание». Процесс воспитания в современной школе: позитивное и негативное, проблемы. Прогрессивные идеи в современной теории воспитания.

Современная трактовка воспитания и отражение ее в массовой педагогической практике.

Современный педагог (воспитатель) в свете прогрессивных идей теории воспитания.

1.2. Понятие и сущность воспитания.

Характерные признаки воспитания как педагогического явления.

Ребенок (подросток, юноша) как объект и субъект воспитания. Диалектика развития его субъектного начала в школьном возрасте; изменение позиции воспитателя. Взаимодействие педагога и воспитанника как основа педагогического процесса.

Отношение как педагогическая категория и как суть воспитания.

Три формы проявления отношения как основа для определения содержания воспитания. Воспитание как средство, процесс и результат.

1.3. Понятия «ребенок», «дети», «детство». Характерные особенности детства.

Характеристика трех периодов возрастного развития школьников с позиции воспитания.

Индивидуальные различия школьников и учет их в воспитании.

Школьные кризисы развития и учет их в воспитании.

Воспитание и самовоспитание: их взаимодействие в развитии школьника.

1.4. Педагог-воспитатель: его назначение в обществе, основные черты и качества.

Понятие «педагогическое мастерство» (применительно к статусу воспитателя); слагаемые педагогического мастерства.

Интеллигентность как стержневое качество педагога-воспитателя.

Проблемы педагогического творчества в процессе воспитания и возможные пути их решения.

1.5. Педагогическая наука и педагогический опыт, их взаимодействие.

Явление «педагогическое новаторство»: сущность, конкретные примеры, проблемы.

Роль педагогической науки и практической деятельности в становлении и развитии профессионального педагогического мастерства воспитания. Опыт «новых школ» в истории зарубежной и отечественной педагогики и современные инновационные процессы в воспитании. Исследовательская позиция учителя-воспитателя. Авторские концепции и авторские школы воспитания. Программа личностного и профессионально-педагогического роста воспитателя; методика составления и работы по ней.

Основные идеи гуманистической педагогики; их влияние на формирование современной теории и методики воспитания.

2.1. Философские основы воспитания: его основные фундаментальные характеристики. Диалектический характер процесса воспитания. Противоречия как движущая сила, источник воспитания.

Педагогическая логика как основа построения воспитательного процесса.

Основные ошибки педагогов-практиков в нарушении логики воспитательного процесса, их последствия и способы преодоления.

2.2. Закономерности и принципы воспитания, «Любовь к детям» как педагогическая категория и личностное качество педагога-воспитателя.

2.3. Понятие и формулировка цели воспитания в современной гуманистической педагогике.

Цель воспитания, стратегические и тактические задачи.

2.4. Явление «сопротивление воспитанию»: сущность, основные проявления, организация и методика преодоления.

3.1. Воспитывающая среда: понятие, сущность, проблемы.

Факторы и условия, влияющие на процесс воспитания.

Понятие «пространство воспитания», основные требования к нему.

Позитивные факторы развития личности в процессе воспитания.

Современные реалии детства как негативный фактор воспитания, возможности их преодоления. Социокультурная среда как фактор воспитания: понятие, сущность, основные слагаемые. Педагогическая культура в школе, семье, ближайшем окружении как основа воспитания. Педагог-воспитатель как носитель культуры.

3.2. Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка (подростка).

Позитивное и негативное в семейном воспитании. Современные реалии детства и воспитание детей в семье: причины, проявления, возможности преодоления.

3.3. Понятие «коллектив»: его сущность, основные признаки, воспитательные возможности. Коллектив и развитие индивидуальности школьника. Методика и техника создания и развития ученического коллектива.

Негативные явления в детском коллективе, их предотвращение и преодоление.

3.4. Современное детско-юношеское движение: воспитательный потенциал, содержание и методика деятельности, проблемы.

Детские и молодежные организации: назначение, цели, содержание и методика деятельности, взаимодействие со школой.

3.5. Неформальные объединения детей и молодежи, взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания.

4.1. Содержание воспитания в современной школе.

4.2. Деятельность как основа воспитательного процесса.

Понятие и сущность воспитывающей деятельности.

Разнообразные виды деятельности школьников в воспитательном процессе и методика их организации.

4.3. Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни» в теории, методике и практике воспитания.

Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания.

Личностно-ориентированная программа здорового образа жизни педагога и воспитанников: идеи, содержание, методика.

4.4. Пути и средства достижения цели и задач воспитания в процессе обучения.

Воспитательный потенциал современного урока. Возможные формы и методы внеурочной деятельности учителя-предметника как средство воспитания.

Культурологический подход в обучении; его воспитательный смысл.

Воспитание учащихся в системе личностно-ориентированного обучения.

Воспитательный потенциал содержания и методики обучения, его реализация на уроке и во внеурочной деятельности.

4.5. Система дополнительного образования, ее воспитательный потенциал, содержание и основы методики.

Многопрофильные творческие объединения детей и взрослых как воспитывающая среда и как фактор развития личности школьника.

4.6. Классный руководитель как центральная фигура воспитательного процесса.

Назначение и функции классного руководителя в современной школе.

Методические основы деятельности классного руководителя.

5.1. «Воспитание» и «воспитательная работа»: схожесть и различие; понятие и сущность. Основы современной гуманистической позиции воспитателя в системе воспитательной работы.

Педагогическая поддержка как особый подход к организации учебно-воспитательного процесса. Понятие и сущность педагогической поддержки; основные условия и принципы ее реализации в воспитательном процессе. Методика и техника педагогической поддержки.

5.2. Методы воспитания: основы теории, классификация и методика в воспитательном процессе. Методы убеждения в процессе воспитания.

Методика организации жизни и деятельности учащихся.

Методика и техника поощрения и наказания. Внушение как метод воспитания.

5.3. Средства воспитания: понятие, связь с другими компонентами воспитания, классификация, примеры конкретных средств.

Компьютеризация, Интернет как позитивные средства воспитания.

5.4. Психолого-педагогическая характеристика воспитательного воздействия; классификация воспитательных воздействий.

Приемы педагогического воздействия на учащихся. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства; четыре группы умений педагогической техники.

5.5. Современные технологии воспитания: основные идеи, классификация, характеристика и краткий анализ конкретных технологий воспитания.

Школа как воспитательная система.

Психолого-педагогический анализ опыта конкрет ных воспитательных систем.

Теоретические и методические основы изучения воспитателем учащихся, классного коллектива и учебно-воспитательного процесса.

Педагогический мониторинг: методика использования в воспитательном процессе.

6.3. Теоретические основы, методика и техника планирования воспитательной работы.

6.4.Теоретические основы, и методика коллективной творческой деятельности.

Личностно-ориентированный подход в современной методике КТД.

Инструментовка деятельности детей как самодеятельности и самовоспитания.

6.5.Ученическое самоуправление в современной школе: назначение, сущность, содержание деятельности. Методика создания и развития ученического самоуправления.

Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении.

6.6. Индивидуальность и ее развитие в процессе воспитания.

Стимулирование самовоспитания школьников в процессе воспитания как основа развития индивидуальности.

6.7. Организационные формы воспитания: понятие и сущность, характеристика разнообразных форм. Методика и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы. Приемы (элементы) в структуре разных форм воспитательной работы.

Понятие «воспитание родителей», его сущность, назначение, содержание и методика. Основные функции и содержание взаимодействия школы с родителями учащихся. Система работы классного руководителя с родителями учащихся.

Традиционные и новые формы работы школы с родителями учащихся в современной школе.

Методические материалы