Основное направление воспитательной работы
Вот почему мы считаем стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников основным направлением воспитательной работы шкоды, классного руководителя, учителя-предметника, воспитателя... Это люди поняли давно. Обратимся для подтверждения к мудрым мыслям.
Н.И. Новиков: «Научайте детей ваших здравие и крепость тела ценить выше богатства и красоты, похвалу совести выше почтения и похвалы людской и добродетель выше богатства, чести, здравия и жизни».
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ
Платон в трактате о государственности писал: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души».
В трактовке Платона «гимнастика для тела» — не современные виды спорта, а путь к прекрасному, дисциплина гармонии и возвышение тела в сферы одухотворенные, а слово «музыка» следует понимать не как общепринятое музыкальное образование в узком смысле, а как служение всем музам. «Это понятие обнимало не только гармонию тонов, но и всю поэзию, всю область высокого чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле. Служение музам было настоящим воспитанием вкуса, который во всем познает прекрасное» (Н.К. Рерих).
ЧТО ЗНАЧИТ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Чтобы определить понятие «здоровый образ жизни», надо раскрыть понятие «здоровье» и «образ жизни». Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье -это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой. Понятие «образ жизни» включает физическую, психоинтел-лёктуальную и трудовую деятельность человека; двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения; привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения. Образ жизни, положительно влияющий на здоровье, определяется понятием «здоровый образ жизни».
Современные ученые считают, что слагаемыми здорового образа жизни (СНОСКА: Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. М., 1997) являются:
1. оптимальный двигательный режим;
2. тренировка иммунитета и закаливание;
3. оптимальное питание;
4. психо-физиологическая регуляция;
5. психо-сексуальная и половая культура;
6. рациональный режим жизни;
7. отсутствие вредных привычек;
8. высокая медицинская активность.
Связь здорового образа жизни и воспитания просматривается на протяжение веков. «Якуты, - писал русский академик И.Р. Тарханов в конце прошлого века в книге «О закаливании человеческого организма», - натирают своих новорожденных снегом, а остяки, подобно тунгусам, погружают младенцев в снег, обливают ледяной водой и закутывают потом в оленьи шкуры».
Появление малыша на свет — это переход от «лета» материнского организма в «зиму» нашей обычной температуры: на терморегуляторную систему ребенка обрушивается шоковое испытание. Но двигательная активность сразу приходит новорожденному на помощь: он начинает сучить ножками и ручками, сильно напрягается и таким образом успешно восстанавливает равновесие между новой средой обитания и собой. Не здесь ли зачатки способности адаптации к природной и социальной среде.
А.С. Пушкин начинал летнее утро с купания в реке, зимнее — с приема ледяных ванн. Потом брался за пистолет - 100 выстрелов, тренирующих руку и глазомер. Верховая езда и прогулки с палкой весом в 9 футов помогали поддерживать высокий жизненный уровень. Известно также, что он отлично фехтовал, интересовался английским боксом...
В кабинете Льва Толстого в Хамовниках лежат гантели, как две капли воды похожие на те, с которыми занимаются спортсмены-тяжелоатлеты. В 60 лет он совершил пешее путешествие из Москвы в Ясную Поляну, пройдя 200 километров за 6 дней. В 70 лет одолевал в беге на коньках гостившую у него в Ясной Поляне столичную молодежь. Лев Толстой был поклонником (одним из первых) русского велосипедизма и большим ценителем верховой езды...
Юрий Власов — самый знаменитый в мире штангист -был болен. Отнимались ноги — сказалась травма позвоночника, полученная на помосте. Несколько лет спал не более двух часов в сутки — страшные головные боли. Приближалась гибель. Его спасли воля, любовь к жизни и физические упражнения...
А В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ...
Обратимся к образу жизни современной школы с позиций педагогов и детей. Только лишь отдельными штрихами обозначим проблемы для думающего читателя. «Движение есть жизнь» — а как с этим у педагогов и их воспитанников? «Здоровое тело» и «здоровый дух» -- не так ли? Радость интеллектуального труда — всегда ли радость и творчество? Общение — роскошь: всегда ли так в отношениях «учитель о ученик»? Комфортные условия для физического, духовного и интеллектуального развития — комфортно ли в школьных классах и коридорах? А в учительской? Рациональное, сбалансированное здоровое питание — основа жизни и здоровья — так ли в школе? А как с платоновской «гимнастикой для тела» и «музыкой для души» у педагогов и их воспитанников? С детства на словах знакомо: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» — друзья ли? А природа: лес, речка, поля с их разнотравьем, небо с кораблями облаков или ночное, с луной и звездами, - доступны ли городскому школьнику? А уникальность индивидуальности, неповторимость «Я» педагога и школьника — высвечена ли в условиях массового обучения? А потребительство, зацик-ленность на материальном в ущерб духовному в нашем неспокойном обществе? А как со свободой развивающейся личности ребенка? Свободой познания, эксперимента, опыта, выбора - все равно чего: одежды, еды, друзей, времяпрепровождения, занятий, учителей и т.д.? Как крик души опубликованное в журнале «Миша» сочинение ребенка: «Когда у меня будут дети, осенью каждому ребенку я разрешу заходить в любую лужу, а сам стану заходить в самую глубокую — ведь я их папа; зимой каждому ребенку я позволю забираться на снежный сугроб, но на самый высокий заберусь сам — ведь я папа!» Серия запретов - беспокойств о здоровье, сохранении жизни, «ради твоей же пользы...», призванная оградить ребенка от неприятностей, «отнимает его у жизни». Это уже было у Я. Корчака...
До бесконечности можно продолжать этот грустный перечень проблем, приводящих к нездоровому образу жизни как педагогов, так и детей. И как следствие — падение престижа учительской профессии, падение престижа и комфортности, жизнерадостности школьного образования...
- Оглавление
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- Глава V Основы методики воспитания
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- Введение
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- 1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи
- Начальные представления о воспитании
- Современная парадигма воспитания; ее прогрессивные идеи
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности
- Понятие воспитания; его основные признаки
- Педагогическая категория «отношение» как суть воспитания
- Что такое «отношение»
- Структура категории «отношение» как стержень воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.3. Ребенок, дети, детство. Школьник в воспитательном процессе
- Ребенок как объект и субъект воспитания
- Характерные особенности детства
- Специфика школьного периода детства
- Кризисы школьного детства
- Индивидуальные и половые различия
- Современные реалии детства
- Самовоспитание школьника и педагогическая позиция воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.4. Школьный педагог как субъект воспитания
- Статус педагога и содержание педагогической деятельности
- Педагог - это интеллигент
- Педагоги и дети: этика отношений
- Слагаемые педагогического мастерства
- Способность к творчеству
- Педагогический консерватизм и новаторство
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.5. Педагогическая наука и практика воспитания в современной школе
- Педагогика: наука или искусство?
- Педагогическая практика
- Педагогическая наука
- Грани взаимодействия науки и практики
- Инновации XX столетия
- Гуманистическая теория воспитания
- Прогрессивные идеи педагогов-новаторов
- Школа как экспериментальная площадка
- Повышение профессионально-педагогического мастерства
- Педагогический коллектив и творческий рост молодых педагогов
- Приобщение практиков к науке
- Программа личностного и профессионального педагогического роста
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- 2.1. Движущие силы и логика воспитательного процесса
- Философские основы воспитания
- Противоречивость воспитательного процесса
- Воспитание -процесс целенаправленный
- Воспитание - процесс систематический
- Теория ассимиляции и воспитательный процесс
- Огика воспитательного процесса
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Закономерности и принципы воспитания
- Законы, закономерности, принципы
- Закономерности педагогические
- Принципы воспитания
- Любовь к детям как педагогическая категория
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.3. Цель и задачи воспитания; стратегия и тактика его организации
- Цель воспитания
- Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе
- Стратегические задачи воспитания
- Задачи тактические
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуеиая литература
- 2.4. «Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления
- Явление «сопротивление воспитанию»
- Сопутствующие явления
- Дидактогения и механизмы самозащиты
- Причины сопротивления воспитанию
- Критическйе ситуации развития и воспитания
- Последствия сопротивления воспитанию
- Конкретные проявления сопротивления воспитанию
- Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- 3.1. Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства
- Воспитывающая среда
- Понятия «фактор», «условие» воспитания, «воспитательное пространство
- Воспитывающая ситуация
- Воспитание и процесс социальной адаптации
- Педагогизация среды
- Понятие социокультурной среды воспитания
- Понятия «ниша» и «стихия» в социокультурной среде воспитания
- Современные реалии детства
- Создание воспитывающей социокультурной среды
- Педагогическая культура школы
- Культура дома и семьи
- «Дворовая культура»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Семья как фактор воспитания
- Семья: понятие, функции
- Типы семей
- «Дом» как категория педагогическая
- Специфика семейного воспитания
- Как реализуется воспитательный потенциал семьи
- Об авторитете в воспитании
- Семья как негативный фактор воспитания
- Кризис семьи и проблемы, с ним связанные
- Вопросы для самопроверки и размышления:
- Рекомендуемая литература
- 3.3. Ученический коллектив: методика его создания и развития
- Человек – существо общественное
- Воспитательный коллектив: назначение и сущность
- Характерные особенности коллектива и позиция педагога
- Воспитание толерантности в ученическом коллективе
- Стадии развития коллектива
- Формы взаимодействия ученических и педагогических коллективов
- Негативные явления в коллективе
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.4. Детское движение; современные детско-юношеские организации
- Сообщество сверстников как фактор развития
- Детское движение и детские объединения
- Функции детских объединений
- Вариативность детского движения
- Орган изаци он -ные основы и принципы
- Пионерская организация
- Скаутинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.5. Неформальные объединения детей и молодежи; взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания
- Предыстория молодежной субкультуры
- .Как оппозиция культуре взрослых
- ...Как способ ухода от тревожности
- ...Как фактор социализации
- Классификация неформальных объединений
- Едагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями
- Одиночество проблема
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- 4.1. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике
- Проблема содержания воспитания и попытки ее решения
- В современных условиях: различные концепции
- Программа воспитания как основа отбора его содержания
- Акцент на самовоспитание
- Учет межнациональных отношений
- Специфика содержания воспитания в учебной и внеурочной деятельности учащихся
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.2. Воспитывающая деятельность: назначение, сущность, содержание, основы методики
- Воспитание есть организация деятельности
- Понятие и сущность деятельности
- Воспитывающая деятельность, ее специфика
- Технологически е особенности воспитывающей деятельности
- Виды воспитывающей деятельности, их характеристики
- Роль и назначение игровой деятельности в воспитании
- Общение как основа воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.3. Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания
- Здоровье и жизнь; здоровый ребенок и воспитательный процесс
- Основное направление воспитательной работы
- Три основные идеи здорового образа жизни
- Принципы создания и стимулирования здорового образа жизни в воспитательном процессе
- Индивидуально-личностная программа здорового образа жизни
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения
- Воспитывающий характер обучения
- Роль воспитания в обучении
- Специфика воспитания (по сравнению с обучением)
- Новое в современном образовании
- Личностно-ориентиро ванный подход в обучении и воспитание
- Воспитание через методику обучения
- Воспитание в различных формах обучения
- Воспитательный потенциал личности учителя
- Роль оценочной функции учителя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.5. Воспитывающий характер системы дополнительного образования
- Свободное время детей и их развитие
- Учреждения дополнительного образования
- Объединения клубного типа
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.6. Воспитательная работа классного руководителя
- Классный руководитель как субъект воспитания
- Какой он, классный руководитель
- Цель и назначение классного руководителя
- Цель и стратегические задачи
- Функции классного руководителя
- Содержание деятельности
- Методика и техника
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава V Основы методики воспитания
- 5.1. Педагогическая поддержка — основа воспитательной позиции школьного педагога
- Воспитание и воспитательная работа
- Психолого-педагогическая поддержка как основа воспитания
- Педагогическая поддержка
- Позиция воспитанника
- Педагогический такт как условие педагогической поддержки
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.2. Методы воспитания
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Условия эффективности
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.3. Воспитательные средства
- Средства воспитания
- Выбор воспитательных средств
- Пять «точек опоры»
- Медиаобразование как средство воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания
- Воспитательное воздействие и методический прием
- Воспитательные отношения, их типология
- Приемы воспитательного воздействия
- Психотерапия в методике воспитательного воздействия
- Педагогическая техника в деятельности воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.5. Современные технологии воспитания
- Методика и технология воспитания
- Понятие педагогической технологии
- Специфика технологий воспитания
- Система выборов как основание воспитательной технологии
- Три уровня воспитательных технологий
- Основные идеи
- Примеры современных воспитательных технологий
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- 6.1. Школа как воспитательная система
- О пользе воспитательной системы
- Что значит «воспитательная система школы»
- Теоретическая основа построения воспитательной системы школы
- Iiiкола как развивающаяся и саморазвивающаяся система
- Примеры воспитательных систем
- Некоторые идеи по созданию воспитательных систем
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса
- Современные проблемы изучения детей
- «Пакет школьных методик»
- Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального
- Проблемы школьной научно-методической работы
- Гностическая деятельность воспитателя и педагогический мониторинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.3. Методика и техника планирования воспитательной работы
- Проектировочная деятельность воспитателя как потребность
- Принципы планирования воспитательной работы
- Зачем нужен план
- Ошибки при планировании
- Как создается план воспитательной работы
- Виды планов воспитательной работы
- План классного руководителя как воспитателя
- Возможные варианты планирования
- Перспективно-календарный план-сетка
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация
- Совместно-разделенная деятельность как основа ктд
- Коллективность
- Игровая инструментовка
- Творческий характер
- Этапы и приемы организации ктд
- Примеры ктд
- Личностная ориентированность – основа ктд
- Инструментовка воспитательного процесса как самодеятельности воспитанников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.5. Создание и развитие ученического самоуправления
- Соуправление и самоуправление в воспта-тельной системе школы
- Принципы школьного само- (со-) управления
- Различные системы ученического само-(со-) управления
- Педагогические основы самоуправления
- Методика создания системы ученического самоуправления
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности в воспитательном процессе
- Суть проблемы «индивидуальность личности и коллективное воспитание»
- Задача корректировки индивидуального развития
- Возможная типология индивидуальностей
- Методика и техника индивидуального подхода в воспитании
- Стимулирование самовоспитания как основа воспитательного процесса
- Вооружение методикой самовоспитания
- Организационные формы, способствующие включению воспитанников в процесс самовоспитания
- Факультативный курс «человековедение» для старшеклассников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.7. Организационные формы воспитания
- «Клеточка» воспитательного процесса
- Многообразные формы воспитательного процесса
- Классный час как «час классного руководителя»
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Картотека организационных форм воспитания
- Примеры творческих форм организации воспитания
- Система организационных форм воспитания
- Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
- Зачем школе работа с родителями
- Назначение работы школы с родителями учащихся
- Что значит «воспитание родителей»
- Пять функций работы школы с родителями
- Совместная деятельность
- Корректировка воспитания в семье
- Работа с родительским активом
- Организационные формы работы с родителями
- Стиль и тон отношений воспитателей с родителями
- Если есть конфликт «родители и школа»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Вместо заключения
- Методические материалы для самостоятельной работы
- 1. Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «теория и методика воспитания»
- 2. Возможные темы курсовых и дипломных работ
- 3. Специальные словари и энциклопедии
- 4. Литература для организации тренингов и практикумов
- 5. Основная литература по теории и методике воспитания