logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Теоретическая основа построения воспитательной системы школы

Организационно-методические основы школы как воспитательной системы таковы:

§   единая концепция развития школы, ее устав и программа, пакет основных документов; структура внутришкольного управления — деятельность администрации, педагогического совета, совета школы, различных органов педагогического, родительского и ученического самоуправления, советов общественности, попечительских советов и т.д., направленная на достижение цели и решения задач воспитания учащихся;

§   общешкольные традиции, основные дела, функционирование общешкольных организаций, объединений;

§   назначение и воспитательные функции каждого субъекта педагогического процесса;

§   планирование (перспективное и календарное) в современной школе;

§   анализ результатов и внедрение их в дальнейшую практику;

§   научно-методическое обеспечение школы как воспитательной системы.

В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, отмечая сложность структуры воспитательной системы школы, выделяют следующие ее компоненты:

§   цели, т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается;

§   деятельность, обеспечивающая ее реализацию;

§   субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;

§   рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

§   среда системы, освоенная субъектом;

§   управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему;

§   развитие этой системы (СНОСКА: Караковский В.А,, Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М, 1996. С. 13).