logo
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Классный руководитель как субъект воспитания

Принципиально важной проблемой методики воспитательной работы в современной школе представляется проблема субъекта ее. В масштабе школьном — это заместитель директора по воспитательной работе. Хотя не следует отрицать и миссию директора как стратега воспитательного процесса. В масштабе класса - это классный руководитель (воспитатель). В чем же в современных условиях видится назначение классного руководителя как главного воспитателя? Каковы содержание и наиболее оптимальные организационные формы его работы? В настоящее время и в педагогической науке, и в практической деятельности школ ведется интенсивный поиск.

Классный руководитель — «формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник».

В различных типах школ (гимназиях, лицеях, колледжах, общеобразовательных и специальных, частных и государственных...) по-разному определяются статус и назначение классного руководителя. Это могут быть: классный руководитель, выполняющий сугубо узкие, административные функции, оговоренные уставом и программой школы; классный воспитатель, в компетенции которого — воспитание вверенной ему группы детей; куратор одного или нескольких классов одной параллели (чаще всего в специализированных школах) либо учебно-производственны и мастер (в профессионально-технических училищах, лицеях, колледжах); воспитатель нескольких разновозрастных классов (в сельских малокомплектных школах), классная дама (в женских гимназиях), классный учитель (в школах вольдорфского типа)... Модификаций много. Но главное во всех них — это воспитательный потенциал, заложенный в личности педагога, призванного быть центральной фигурой воспитательного процесса, организатором внеучебной деятельности учащихся, в конечном счете - личностью Учителя, создающего условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

Однажды мы спросили школьников разных классов, с 1-го по 11-й, нужен ли им классный руководитель и зачем. На первую часть вопроса получили стопроцентное «да», а на вторую палитра ответов была столь разнообразна, что перечислить здесь, все их просто невозможно. Назовем лишь некоторые: «Общение с ним помогает узнать много нового, интересного», «Без Н.Н. я бы, конечно, ни за что не ходил так много по музеям, театрам, выставкам», «Мы много путешествуем вместе, и это здорово», «Наш Л.Ю. - необыкновенный человек: он все умеет делать и нас этому учит постоянно», «всегда нам помогает и за нас заступается», «Л.В. сделала наш класс очень дружным», «хороший пример в жизни», «для душевного общения». Как видно из небольшого перечня, дети называют самые разнообразные сферы жизни и детальности классного руководителя, столь важные для них.