logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Инновации XX столетия

Мыслящий, творчески работающий воспитатель неизбежно становится педагогом-исследователем: он — в постоянном поиске повышения эффективности, результативности своей деятельности. Благодаря этому в педагогической теории и практике в 1970—1980-х годах появилось понятие «новаторство» (от лат. novatio — обновление, изменение... что-либо новое, только что вошедшее в обиход, новшество (СНОСКА: Российский энциклопедический словарь. М., 2001. Кн. 2. С. 1058)). В качестве синонима употребляется термин «инновация» (нововведение, новшество).

Инновационные процессы в воспитании берут свое начало от так называемых «новых школ» конца XIX — начала XX столетия и развиваются на протяжении всего XX века. Для примера назовем некоторые из них.

«Свободные школьные.общины» (Германия: Г. Литц, П. Гехееб) - это школы-интернаты, организация жизни которых строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничестве граждан небольшого общества.

Школа «свободного воспитания» (Лейпциг, Л.Н. Толстой в Ясной Поляне) была построена на основе девиза «исходя из ребенка», ориентации обучения и воспитания в ней на интерес и развитие ребенка в процессе свободного, беспрограммного общения со взрослым (педагогом).

«Трудовая школа» (в разных странах Европы, в России — колония М. Горького и коммуна Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Республика «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого) ориентировала детей на труд как ценность, давала профессиональную подготовку и общее культурное развитие, опираясь на самостоятельность детей и организацию самоуправления.

«Школа для жизни, через жизнь» (Бельгия — автор ее О. Декроли) — обучение и воспитание в тесной связи с природой, опора на деятельность и свободу ребенка, тесный контакт с семьей и обществом.

«Школа делания» (США — Д. Дьюи) — обучение и воспитание с опорой на основные импульсы роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).

«Вальдорфская школа» (Германия - П. Штайнер) -всестороннее развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности, обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика, главное - поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии.

«Открытые школы» (впервые появились в Великобритании в начале 1970-х годов) - утверждали индивидуальный характер обучения без обязательных учебных планов, программ, расписания и контроля, с гибкой системой обучения и воспитания, основная форма обучения -способ открытий, цель — облегчение процессов постижения ребенком окружающего мира и самовыражение. Такие школы рассматривались как культурно-просветительные центры округа. Варианты их различны: «Город как школа» (Берлин, Санкт-Петербург), «снежные» и «морские классы» во Франции (знакомство с природой в путешествиях), «школа без стен» (использование помещения предприятий, научных лабораторий, театров, музеев, магазинов, кафе и т.д.).

«Дом свободного ребенка» (М. Монтессори - центры существуют до сих пор во многих странах мира, в том числе и в России). Основные идеи; общечеловеческие и религиозные ценности как основа нравственного воспитания, приспособление воспитания к внутренним импульсам детской природы, создание благоприятной среды на основе единения семьи и школы, воспитание средствами искусства и природы, «открытые» двери и свобода, чувственное восприятие и игра — основы обучения..