logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Понятия «ниша» и «стихия» в социокультурной среде воспитания

Ключевыми понятиями в характеристике социокультурной среды воспитания как фактора развития ребенка (подростка) являются понятия «ниша» и «стихия» (СНОСКА: См.: Управление воспитательной ситемой школы: проблемы и решения / Пол ред. В.А. Караконекого. М., 1999. С. 47). Ниша — «это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворять свои потребности. Условно ниши можно подразделить на природные, социальные и культурные». Стихия — «это неорганизованная, ничем не сдерживаемая сила, действующая в природной и общественной среде в виде того или иного социального движения, информационного потока, волны интереса, ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, колебаний настроения, возбуждающих импульсов. Педагогический смысл явления «стихия» состоит во власти над детьми. Стихия обладает принуждающей, подчиняющей силой, она детерминирует выбор возможностей саморазвития». В контексте формирования отношения ребенка (подростка) к культурным ценностям это может вылиться во влияние культуры, псевдо(или поп-) культуры и бескультурья (отсутствия культурных норм и ценностей в среде обитания детей).

Каждому воспитателю и родителю хорошо знакомы явления последних лет: общение на языке сленга, восторженное цитирование банальных слов рекламы; «балдение от пива»; «тусовки» в ночных клубах; ранний секс; мода на дорогую фирменную одежду и презрение к тем, кто. «не такой, как все наши»...

Отсюда возникает стратегическая задача воспитания -создание в школе, классе, в индивидуальном развитии ребенка такой системы воспитания, которая позволила бы регулировать стихийные воздействия среды и создать нишу культурного развития школьников.