logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Понятие социокультурной среды воспитания

Социокультурная среда образования (в широком смысле слова, куда включается и процесс воспитания) - это совокупность взаимосвязанных экономических, социальных и культурных отношений к образованию, наличие и содержание которых... позволяет ему продуктивно действовать и самоорганизовываться, саморазвиваться, обновляться, изменяться и, в свою очередь, влиять на социальные процессы. Это влияние тем выше, чем выше культура образования и воспитания (СНОСКА: Крылова Н.Б- Культурология образования. М.. 2000. С. 185).

Социокультурные условия способствуют эффективному воспитанию, если они включают (СНОСКА: Там же. С. 187-188):

§   правовое, материальное, экономическое обеспечение функционирования, развитие и постоянное обновление образовательно-воспитательных систем (разнообразных, вариативных, мультикультурных);

§   наличие в сфере образования инициативных групп и сообществ, способных к самостоятельным культурным акциям, проектам и творческой деятельности;

§   наличие открытой образовательной (воспитательной) полисистемы... и ее взаимодействия с системами культурных учреждений;

§   осуществление более или менее системной и концептуально выраженной политики в сфере образования, исходящей от общества и государства;

§   признание обществом и органами управления права школ и других учебно-воспитательных учреждений на автономность и разнообразные культурно-образовательные инициативы и обеспечение поддержки нововведений;

§   наличие культуры управления;

§   способность самой сферы образования к изменениям и эволюции, а также способность влиять на динамику общества;

§   видимое проявление и развитие культурных традиций в жизни детских учебно-воспитательных учреждений;

§   проявление динамичной, способной к саморазвитию педагогической культуры в разных сообществах. В качестве примеров можно привести социально-производственный педагогический комплекс «Лужники» им. С.Т. Шацкого, многие авторские школы (например, «Школа диалога культур» B.C. Библера, модель «Русская школа» Л.Н. Погодиной в Москве, школа-парк М.А. Балабан, школы адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга в Москве и Б.А. Бройде в Ярославле и др.). Цель обновленной программы Международного детского центра «Артек» определена в таком же ключе: «Создание социокультурного пространства для свободного выбора социокультурных норм».