logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Воспитание и воспитательная работа

Необходимость специальной воспитательной работы диктуется современными запросами общества. Сложно, нередко драматически переплетаются в современной реальности различные типы личностей -от разносторонне, гармонически развитой, творческой, думающей, гуманной до уродливо приспособленной только лишь к потребительской функции, часто подверженной предрассудкам и суевериям, нередко патологически агрессивной, с девиантным поведением.

По мнению Д. Локка, «...девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, добрыми и злыми, полезными и бесполезными — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми».

Одним из вариантов воспитания (в узком смысле слова) является внеклассная воспитательная работа в школе (в педагогике относительно ее употребляется термин «воспитание в узком смысле слова»). Пожалуй, это единственная регламентированная сфера воспитания, через которую проходят практически все дети: место ее функционирования школа, государственное учреждение; следовательно, общество, государство так или иначе регламентирует цель, задачи, содержание, методику этого воспитательного учреждения и деятельность школьных педагогов, имеющих определенные правовые, административные обязанности.

Когда мы говорим «внеурочная (внеклассная, внешкольная) деятельность», мы имеем в виду деятельность школьника как ее субъекта (ибо он — живой человек, и его существование происходит в определенных сферах деятельности, самостоятельно им выбранных или приобретенных в других сферах воспитания); когда же мы употребляем термин «воспитательная работа», то имеем в виду целенаправленную деятельность субъекта воспитания, т.е. любого школьного педагога: учителя — если речь идет о внеклассной работе по предмету; классного руководителя — воспитателя определенного класса; куратора — педагога, курирующего несколько классов; воспитателя группы продленного дня; руководителя кружка, секции, клуба в системе дополнительного образования; даже школьного врача, призванного осуществлять элементарное медицинское и гигиеническое просвещение (и воспитание) школьников...

Необходимо учитывать важную для современной гуманистической парадигмы воспитания новую позицию воспитателя в педагогическом процессе: в основу отношений воспитателя и воспитанников должно быть положено «общение-диалог, общение-обсуждение, общение — совместное прояснение смыслов» (СНОСКА: Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 102). Эта позиция не из легких. Тем более, когда у многих педагогов современной школы это переход от субъектно-объектных, монологических и функциональных отношений в процессе воспитания.