logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Iiiкола как развивающаяся и саморазвивающаяся система

Школа как социально-педагогический организм - система развивающаяся. Под ее развитием понимается осуществление целеустремленных и планомерных позитивных качественных изменений. При этом источником развития школы (как и любой системы) является противоречие между хаосом и упорядоченностью «с одной стороны, развитие системы есть движение по направлению к целостности, к тотальности, к полной упорядоченности, а с другой -целостность есть смерть системы, остановка в ее развитии» (СНОСКА: Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999. С. П.).Многие факты из практики свидетельствуют об этом. Какая бы четкая, логичная, результативная система школы ни сложилась, всегда по мере ее развития проявляется неудовлетворенность отдельных личностей (педагогов или детей) необходимостью подчиняться общему ходу жизни. Это рано или поздно приводит к изменениям, введению новшеств. В этом — ключ понимания воспитательной системы как системы саморазвивающейся. Современные исследователи школы как развивающейся воспитательной системы используют науку синергетику (СНОСКА: См.: Синергетика и управление / Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999. С. 233—242). Это новая междисциплинарная теория, в основе которой лежат общие закономерности самоорганизации развивающихся систем.