logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Стимулирование самовоспитания как основа воспитательного процесса

Существенным аспектом воспитательного процесса в современной школе должен стать аспект стимулирования самовоспитания учащихся, вооружение их методами и приемами самопознания и самовоспитания. Раскроем здесь некоторые конкретные методы и приемы, которыми может воспользоваться воспитатель.

Самовоспитание начинается с самопознания и самоосознания, ибо, как утверждал Т. Манн, «познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть». Обращение к собственному «Я» у подростков нередко начинается с неудовлетворенности этим «Я»:

Паутинки-мысли,

Оборванки — фразы,

Не сказать — как выплеснуть

Ни потом, ни сразу.

Сковывает голос,

Больше, чем движенья,

Ох, мое больное самовыраженье!

Таня Зябликова, 16 лет

Здесь очень важно обратить внимание на позитивную сторону «Я», чтобы вызвать к жизни потребность развивать свои потенциальные возможности. Уважаешь ли ты себя и за что? — «Уважаю себя, так как считаю себя человеком интеллектуально развитым, общительным, духовно богатым и стремящимся развивать себя; Самуйло-ву Н. — за то, что она, хотя и закомлпексована, но старается помочь другу, чем может, развеселит, если у тебя плохое настроение» (Лена. Л.).

А далее, самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработка привычки к постоянному самосовершенствованию. И. Кант писал: «Юноше следует указать на необходимость жизнерадостности и хорошего настроения, человек живет в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя; на необходимость ровного, спокойного расположения духа. Самовоспитанием можно добиться того, чтобы всегда оставаться человеком оживленным, не отягощающим собой никакого общества. Следует указать и на то, чтобы многое в жизни рассматривать как свой неизменный долг; ...на необходимость любить других людей, а также помнить о том, что все мы —«раждане мира».