logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Методика и техника индивидуального подхода в воспитании

Установление индивидуально-личностных контактов педагога и воспитанника складывается постепенно. При этом воспитатель поначалу сознательно, целеустремленно использует особые приемы, проецирует специальное вхождение в контакт: ритуал уважительного знакомства (с улыбкой, доброжелательным рукопожатием, специальными выражениями: «Я так рад с тобой познакомиться...», «Я ждал этой встречи...», «Прекрасно', ну вот мы и знакомы...»; более выигрышное употребление имени и фамилии воспитанника, обращение на «Вы» или с разрешения (!) на «ты» по праву старшинства и более близких контактов по сравнению с учителями-предметниками...). Это выражение доверия (даже с «авансом») в порученных делах, это благожелательный, добродушный тон общения, это частое употребление «вежливых слов», это «контакт понимающих глаз». Это, может быть, и взывание к силе физической и духовной воспитанника, типа: «Я женщина, мне не дано.., а ты ведь мужчина». Это и наличие общих тайн: «знаю о тебе что-то плохое, но... это наша тайна, и она останется между нами, и я тебя никогда не упрекну и не буду уважать меньше». Это может быть и серия «особых» просьб: «Ты ведь сделаешь это лучше меня (лучше других)...», «У тебя это прекрасно получается». Это и особая техника поощрения - наказания либо их отсутствие в знак глубокого уважения. Это и посещение ученика дома, а значит, маленькие и большие семейные тайны, это нередко откровения самого ученика или его родителей... И умение прощать...(как мама). И многое.-многое другое.

Индивидуально-личностный контакт педагога с воспитанником облегчает процесс введения каждого воспитанника в коллективную творческую деятельность всего ученического коллектива, превращение общеклассных дел в личностно-ориентированные дела (СНОСКА: Подробнее об этом в книге: Поляков С.Д., Ясшщкая В.Р., Зилин Э.С. Цели современного воспитания. Личностно ориентированное коллективное творческое дело. Ульяновск, 1996).

Индивидуальный подход к воспитанникам предполагает еще три важных момента. Первый - научение тому, что выполняет. Тогда классный руководитель (воспитатель) выступает по отношению к воспитаннику в качестве методиста, наставника. Формы научения самые различные: и школа актива, и индивидуальное научение, и передача опыта, и письменно оформленная «организаторская задача», и разного рода «памятки», и.краткий инструктаж. Второй, связанный с первым, -организация «ситуации успеха», т.е. помощь в высококачественном исполнении порученного дела на виду у всех с последующей позитивной оценкой (это третий момент), когда позитивная оценка педагога постепенно становится позитивной оценкой классного коллектива, а потом и самооценкой.

Важный момент работы классного руководителя — забота о том, как «вписывается» каждый школьник в жизнь и деятельность классного коллектива. Современный школьник — член многих коллективов: не только класса, но и семьи, неформальных объединений в школе и за ее пределам, круга друзей и единомышленников, группы, где «тусуется» от нечего делать... С возрастом число групп и коллективов увеличивается, отношения с ними и в них обогащаются, усложняются.

Вот почему так важно использовать специальные приемы с целью обеспечения каждому ученику комфортного состояния в классном коллективе: специальные классные часы «Интересный человек рядом» (о каждом с интересом: его хобби, о деятельности вне школы, о его путешествиях и поездках, коллекционировании, о родителях и бабушках-дедушках...), серия «ситуаций успеха», празднование в классе дней рождения и дней именинника, публичное награждение за успехи, различные психологические тренинговые упражнения (типа «учимся говорить комплименты», «учимся дарить подарки» и т.п.)... Все это позволяет создать в классе благоприятный эмоциональный климат, сделать позицию каждого радостной и защищенной. Этому способствуют еще и специальные-правила, традиционно вводимые в общение: «Живи для улыбки друга», «Развивай в себе чувство локтя», «Никому не позволено обижать другого» и т.п., которые неукоснительно соблюдаются.

Современное решение проблемы индивидуального подхода — это еще максимальное способствование развитию индивидуальности ученика, его самопроявлению и саморазвитию.

Это происходит через включение детей в разнообразные виды классной и школьной деятельности на основе способностей и интересов, через участие их в различных учреждениях системы дополнительного образования. Ценно использование различных многопрофильных детско-юношеских объединений, где каждый может попробовать себя в разнообразных видах и формах деятельности.

Классный руководитель использует возможности детей, занимающихся в сфере дополнительного образования (играет на музыкальных инструментах, танцует, поет, рисует, делает что-то мастерски своими руками...), для обогащения содержания воспитательной работы с классом, повышая уровень мастерства и качества. И... поднимая престиж этого ученика, обеспечивает его самоактуализацию среди сверстников и педагогов.

Говоря об индивидуальном подходе в воспитании, нельзя забыть о детях, требующих особого внимания классного руководителя, — так называемых трудных (трудновоспитуемых) детях и подростках: имеющих отклонения в развитии, различную степень недоразвитости отдельный функций, детях с различными заболеваниями, педагогически запущенных и даже... одаренных в какой-то области... Все они трудно «вписываются» в общую систему воспитательной работы, проявляя «сопротивление воспитанию». Здесь нужен индивидуальный корректив. Именно об этом писал в свое время еще Ж.-Ж. Руссо: «...прежде чем воспитывать характер, нужно его изучить, спокойно ждать, когда он проявится, предоставлять ему случаи проявить себя. Лучше воздержаться от всяких действий, чем действовать некстати. Один талант следует окрылить, а на другой накинуть путы; одного нужно подталкивать, а другого сдерживать; одного необходимо приласкать, а другого приструнить; приходится то просвещать, то притуплять остроту умов. Ведь иной создан для того, чтобы вести познания человеческие до последнего их предела, а для другого даже умение читать и то окажется пагубным».

В настоящее время в современной школе массовым явлением стало появление классов педагогической коррекции. К сожалению, б педагогической практике бытует извращенное к ним отношение: называют «классами дурачков» и... снижают и уровень образования, и содержание воспитания, махнув на все рукой. А суть-то в том, чтобы организовать их развитие на их собственном уровне. И это благородно. Обратимся к размышлениям В. Леви: «...Олигофрен ли? Олигофрен — малоумный. А малоумие — понятие растяжимое. Сколько ума надо для жизни, никому не известно. Не пережимайте. Ощутил немножко такую опасность — в Вашей страстности, в стремлении к преодолению «сопротивления материала»... Главное: Ваша любовь, которую Вы подарили воспитаннику. И... подарили ему «себя самого, принятого, любимого. Пусть же это не заслоняется частностями, даже такими важными, как нормальная речь, усвоение понятий, доступных другим. Не верите в наследственность?.. Правильно, верить в нее не надо. Но трезво иметь ввиду...

И второе главное: общение и уверенность... Нахождение СВОИХ интересов, СВОЕГО дела... Не «тянуть», а дать выявиться. Рисовать, строить, мастерить, собирать. Общаться с животными, с растениями». (СНОСКА: Леей В. Исповедь гипнотизера. М., 1994. С. 296. Кн.2. Кот в мешке)

Внеурочная работа классного руководителя имеет еще и аспект в воспитании дарованного подхода, т.е. работа с группами учащихся, созданными по самым разнообразным признакам: девочек и мальчиков, актива и пассива, по группам интересов и склонностей, одаренные дети и слабоуспевающие, трудные подростки, дети с отклонениями в физическом и психическом развитии, дети с ослабленным здоровьем, дети из неблагополучных семей. Это может быть работа специально с ними: беседа с малой группой, чтение книг и статей, посещение театра или музея, прогулка, «девичник» или «мальчишник» и т.д. И тем не-менее главное назначение всей этой работы — достижение общей цели воспитания, включение разных категорий детей в общую жизнедеятельность, в систему запланированных отношений на основе их индивидуального своеобразия.