logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Средства воспитания

С точки зрения философской средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, заимствуются и извне для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности и отдельных ее элементов.

Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, живая и неживая природа; разнообразные виды деятельности, человек и группы людей, знаковые символы... Средства воспитания в современной педагогике трактуются по-разному, оттеняя различные аспекты их понимания. «Средства воспитания, — считает Т.А. Стефа-новская, - - виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности» (СНОСКА: Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 225).

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся (СНОСКА: Классификация дана в кн.: Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001. С. 43.):

§   знаковые символы;

§   материальные средства;

§   способы коммуникации;

§   мир жизнедеятельности воспитанника;

§   коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

§   технические средства;

§   культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);

§   природа (живая и неживая).