logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Пять «точек опоры»

Для реализации конкретных целей и задач воспитания педагог может использовать предметы и явления с одной из функций, но может подбирать средства, позволяющие использовать все три функции одновременно. Мы уже вели разговор о пяти «точках опоры», которые позволяют выстроить особую логику воспитания. Это природа, культура, дело (которое человек делает), люди (с которыми он вступает в самые разнообразные отношения), «Я сам» как наивысшая ценность.

Раскроим их подробнее.

Первое средство воспитания как жизненная «точка опоры» — ПРИРОДА. Человек сам прежде всего — плоть от плоти, кровь от крови — произведение ее; он — природное существо, а потому живет и развивается по ее законам. И если они, эти законы, нарушаются (к примеру, современным образом жизни, условиями развития детей, характером воспитания), то природа жестоко мстит за это: детской смертностью, болезнями, искажениями в развитии личности. Спасение одно — здоровый образ жизни растущего человека в гармонии с природой. И, с другой стороны,, именно в природе он находит для себя гармонию жизни. Она — для радости, отдохновения, в ней он .черпает силы и стимулы для творчества, она же для различных способов самоотдачи, самовыражения.

Обратимся к мыслям великих (они могут пригодиться педагогу в убеждении детей). «Природа и воспитание подобны... воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу» (Демокрит). «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть он своевременно поливает первое и истребляет вторую» (Ф. Бекон). «Природа — единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» (Гете). «Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью» (Зенон).

И у М.М. Пришвина об этом же: «Солнце светит, небо голубое. Все блестит и сияет. День-то хорош, а ты каков?».

Формирование отношения детей к природе как к «точке опоры» благодатно: дети сами ближе к природе, чем взрослые (не все еще атрофировано искусственно созданными условиями жизни и воспитания!), дети самозабвенно любят природу, видят в ней союзника, хотят с ней общаться постоянно.

«Я люблю природу просто так: за красоту, за плавность пейзажей, за то, что ты дышишь ею, природа вдохновляет человека. Она что-то вечное, незыблемое, ее нельзя не любить, так как ты сам — частица природы. Природа бывает разная: дождь, ветер, бури или, наоборот; зябь, прохлада, ночная тишина, покой... и люди любят ее разной» (Лаковщикова Лена, 9-й класс).

Вот почему мы считаем, что воспитательная работа школьного педагога (любого — учителя, классного руководителя, воспитателя...) должна быть предельно насыщена делами, которые бы, во-первых, развивали природную сущность ребенка и, во-вторых, обогащали бы его опыт общения с природой: учили бы видеть природу глубже, тоньше, уводили бы от только лишь потребительского отношения к ней (люблю ловить рыбу, собирать грибы, рвать цветы...), привели бы к потребности действенного отношения к природе: выращивать цветы и деревья, помогать животным и птицам в холодное и голодное время, беречь лес от пожара и браконьеров...

...Директор школы-интерната, биолог по базовому образованию, вовлек всех учащихся от мала до велика и всех педагогов в интересное и архиполезное дело — ежегодные длительные экспедиции в разные регионы страны по очистке родников, ручьев и малых рек. Количество спасенных и возрожденных, их обширная география — предмет особой гордости каждого и школьника, и учителя... Это очень важно: ^ для самого ребенка, и для природы, и для всего общества и Родины: «Человеку в наше время, как никогда, важно периодически, не от случая к случаю, переключаться на тишину, на природу и на высокие размышления. Это не доброе пожелание, это объективная необходимость, условие, при котором мы сумеем создать нравственное здоровье, активное, психически устойчивое общество будущего...» (Д.С. Лихачев. Раздумья).

Вторая «точка опоры» — КУЛЬТУРА. Во всех ее ипостасях и проявлениях: наука и техника, предметы (материальная культура людей), литература, музыка, живопись, архитектура, театр, кино, культура общения и поведения, мода (в одежде, интерьере жилища и школы, стиле и тоне обращения с людьми...), культура труда, культура речи... При этом у растущего человека должна быть развита потребность в культурных ценностях и сформировано отвращение к бескультурью (во всех его проявлениях), а равно и к столь активно заполонившей наше жизненное пространство псевдокультуре (низкопробному чтиву, псевдомузыке, разнузданности и «раскованности» поведения, безнравственности, заполонившей все рекламы, пошло оголенного секса вместо высшего человеческого чувства — любви и т.д.).

Приобщение к КУЛЬТУРЕ как «точка опоры» дает детям критерии оценки жизненных явлений, стимулирует развитие всех сторон личности. Еще Платон в «Трактате о государственности» писал: «Ввиду этого воспитание в музыке (СНОСКА: Примечание: имеется в виду не конкретное занятие музыкой, а «служение всем музам»)надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Мы задали современным десятиклассникам вопрос «Зачем человеку музыка?» и получили такую разнообразную палитру ответов: «помогает жить», «вселяет оптимизм», «призывает размышлять о жизни», «поддерживает, когда трудно», «позволяет отдохнуть, расслабиться», «помогает понять и решать свои проблемы», «делает жизнь яркой, эмоциональной», «ведет на добрые дела», «раскрывается характер, ум, доброта человека», «музыка — способ самовыражения и самоутверждения», «позволяет лучше понимать и видеть мир», «помогает выйти из тупика», «средство общения» и др.

Наш опыт подсказывает, что можно вводить классическую музыку («маленькие шедевры большой музыки») в качестве музыкальных эпиграфов уроков, прелюдий к классным часам, прекрасного фона к чтению художественных произведений... Дети зачарованно слушают, происходит психологический настрой на предмет общения... И еще обращение к собственному внутреннему миру, к осмыслению своей жизни и себя самого, что очень важно для саморазвития, самовоспитания личности.

Вот мы с детьми слушаем «Мелодию» Глюка — они пишут и рисуют. Разное. О разном думают, но... думают, переживают, мечтают. И все — о хорошем: «Я чувствую радость, спокойствие и свободу. Я чувствую себя этой птицей, которую я хочу нарисовать. Птица спокойно парит и наслаждается красотой» (Селина Оксана, 9-й класс)... «Я чувствую, какое-то волнение и переживание, как будто что-то случится, но и одновременно мне очень хочется что-нибудь сделать для других. Я думаю о жизни, как порой жестоки люди, как сейчас тяжело живется, что хочется сказать: «Люди, что вы делаете, остановитесь!» (Наталья С.)...

Небезынтересны и «Раздумья» Д.С. Лихачева в этом плане: «Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества».

И танец удивителен тем, что он позволяет раскрыть себя. Танцующие владеют необычайной способностью к перевоплощению. Они могут измениться до неузнаваемости и не только благодаря костюму, прическе и макияжу, но и таланту, воле, собранности. Помимо музыкальности и определенной техники каждого отличают свой стиль, своя манера, своя индивидуальность. «В танце можно увидеть все человеческие качества исполнителя, — считает танцор-профессионал Игорь Кандрашов. — Покажи мне, как ты движешься под музыку, и я скажу, кто ты. Если человек груб, то и хореография его поверхностна».

Следовательно, воспитательная работа классного руководителя с детьми должна включать в себя посещение театров, музеев, выставок, концертов, экскурсий по достопримечательным местам своего города, поездки-посещения культурных центров, а в школе — проведение различных форм работы, связанных с большой культурой: литературные, художественные, музыкальные, театральные... вечера, праздники, связанные с культурными датами, месячники, концерты художественной самодеятельности... Детская жизнь должна быть пронизана культурой в большой и малом. Хорошо сказано: «Наша разобщенность может быть соединена поэзией. Наша монотонность может быть разрушена музыкой. Наша разговорчивость может быть заменена молчанием». (СНОСКА: Из кн.: Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., .1996. С. 103.)

Ребенок, выросший на произведениях прекрасного, сам пытается жить на этих образцах. «Имя Пушкина будет жить вечно», — утверждает Юля Локтионова из Курской области:

Это имя — веселое рвенье.

Лихорадка ночного труда,

Нестареющее вдохновенье,

Не сгорающее никогда.

Это имя — бессонница весен,

Увлекающая за моря,

Золотая, румяная осень,

Бодрый холод в конце октября.

Врач-психиатр Д. Соколов создает целую отрасль детской психотерапии — сказкотерапию (СНОСКА: Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М., 1997. С. 23): «Сказочные сценарии, повторяя друг друга, валом валятся на ребенка в исключительно нежном возрасте, сопровождая его то время, когда наиболее активно развиваются язык, логика и эмоциональная целостность. Они не могут не повлиять на его поведение... Они могут играть очень влиятельную роль в образовании общего жизненного сценария».

Актуальной проблемой сегодняшнего дня стала проблема воспитания у детей (особенно подростков) неприятия, противодействия псевдокультуре, пссвдоценностям, а то и просто бескультурью и порнокультуре в музыке, в изобразительном искусстве, в культуре поведения и речи, в литературе... К примеру, вот чем заполнены книжные полки магазина «Детский мир»: детективы (по аналогии со взрослой серией «Черная кошка» - «Черный котенок»), ужастики серии «Твой ужастик», любовные романы для детей или наряду с безусловно забавными и, может быть, даже полезными руководствами по этикету, плетению фенечек, кулинарии, гаданию... встречаются потрясающие по "своей нахрапистости книжки: «Парень твоей мечты. Как его покорить». «Первое свидание для девочек» (и соответственно для мальчиков), «Искусство поцелуя для девушек», «Как нравиться девчонкам» и т.п.

Третья «точка опоры» — ДЕЛО, которое человек делает. С наслаждением, радостью, профессионально, красиво, значимо... Причем не только работа. Любое дело: печет ли хозяйка пироги, ремонтирует ли хозяин автомашину, стирает ли пеленки юная мама или рассказывает малышу сказки, мастерит ли юноша что-то для дома или занят своим хобби. Поразмышляем вместе с нашей современницей А. Демидовой: «Иной раз задумываешься, почему так получается: люди одной профессии получают одинаковую зарплату, а один делает свою работу хорошо, другой плохо. Почему есть дома, построенные на славу, а есть построенные небрежно; есть красивая, добротная одежда и одежда, которую не хочется носить; есть вещи, которые радуют глаз, и есть, которые не хочется брать в руки... Почему?»

Видимо, не воспитано отношение к делу, которое человек делает. С детства. В житейских буднях и повседневности, в .специальных воспитательных воздействиях. Видимо, начинается все с дела любимого. У старшеклассников таких дел много: читать, делать уроки, играть, ри'совать, заниматься спортом, слушать музыку и музицировать, заниматься и играть на компьютере, общаться с друзьями, ходить в походы... Интерес приобщает к делу, учит его делать хорошо и вдохновенно. Но еще Л.Н. Толстой писал: «Доброе дело совершается с усилием; но когда усилие повторено несколько раз, становится привычкой». Значит в практике воспитательной работы должны быть и дела любимые, и дела, которые «совершаются с усилием». Хорошо «выручает» педагога в этом смысле методика КТД И.П. Иванова: «Воспитатели не должны опекать и передавать готовый опыт, дети не должны быть в роли потребителей. Они вместе должны улучшать окружающую жизнь. Только тогда идет воспитание... Улучшать окружающую жизнь - значит к каждому собственному действию подходить по принципу «Все дела — творчески, иначе — зачем?». Чтобы учить детей творческому подходу к жизни, надо организовать коллективную творческую и коллективную организаторскую деятельность. В ней-то и развиваются способности детей» (СНОСКА: См: Соловейчик С. Воспитание по Иванову. М., 1989).

Четвертая «точка опоры» - ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ. Не только друг. Не только мать или ребенок. Не только любимый (или любимая). А все они должны быть у человека. С разной степенью близости и любви. А еще приятели, товарищи по работе и общему делу... Да и просто встречные или знакомые люди. Школьный возраст — это период наиболее интенсивного общения со сверстниками, когда это общение становится самым важным и значительным. И при всей противоречивости подростка, ценится общение со взрослыми - родителями, педагогами, друзьями, родственниками.

Десятиклассникам школы № 45 г. Москвы мы задали вопрос: «Что значит для тебя общение?» И получили такие ответы: «С помощью людей и общения с ними ты накапливаешь жизненный опыт. Это приятное проведение времени с приятными людьми. Люди все разные, и интересно узнать что-то новое» (Наташа С.)- «Это способ познания людей, способ проанализировать свою жизнь, поступки, способ выдачи информации, высказывания своих проблем, открывания другим» (Вадим Г.). «Для меня лично общение - это все: познание мира, философии разных людей, экспериментальные действия по психологии, но не только это, еще и моя жизнь, без общения нельзя существовать» (Мария И.).

Вот почему так важно в содержание воспитательной работы вводить освоение в среднем звене школы «этической граммагики», в старших классах — уроков человековедения либо в воспитательной работе классного руководителя - тематические классные часы по этике и психологии общения под рубрикой «Я и другие люди» (СНОСКА: Методические рекомендации и содержательный материал для этих и других тем представлен в книге: Маленкова Л.И. Я — Человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996).

Кроме этого возможны другие формы воспитательной работы: встречи с интересными людьми (в классе и школе, на местах их работы или творчества); большой популярностью пользуются классные часы типа «Интересный человек рядом» (обо всех учащихся класса), «Интервью со знакомым учителем», конференции по произведениям художественной литературы, обзоры публицистики, дневников и писем великих людей, поэтические вечера и др.

Особое внимание должно быть уделено теме любви: это и лекция учителя (воспитателя) «Любовь как высшее человеческое чувство», литературно-музыкальная композиция «Любовь в письмах, поэзии, живописи, музыке...» (СНОСКА: Замечательный пример такой литературной композиции дан в книге О.А. Казанского «Педагогика как любовь». М., 1996, приложения 2 и 3), дискуссия «Особенности юношеской любви на рубеже веков», час вопросов и ответов, лекции специалистов по сексологии, урок внеклассного чтения «Поэзия любви» (со свечами и музыкой) и другие формы воспитательной работы.

И еще: очень важно проецирование высоких этико-психологических норм общения на повседневную жизнь и деятельность классного и школьного коллектива. И, что нередко нарушается в общении «учитель о ученик», по меткому выражению В. Леви, «соблюдать неприкосновенность личности»: «Выражая неодобрение, определять только поступки, а не личность в целом. Не «ты плохой», а .«ты сделал плохо». Не «ты жестокий», а ты поступил жестоко». Не негодяй, не предатель, а лишь поступил, повел себя» (СНОСКА: Лени В. Исповедь гипнотезера. Кн. 2, М., 1994. С. 86).

И наконец, пятая «точка опоры» — «Я САМ КАК НАИВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ». С осознанным высоким чувством собственного достоинства. С гордостью и скромностью. С действенной любовью к себе самому. Еще Пифагор призывал: «Прежде всего не теряй самоуважения!» И еще мудрые мысли в защиту7 этой идеи: «...человек — сумма ценностей, которую надо бережно культивировать, укреплять, беречь...» (А. Экзюпери). «Человек может стать вполне человеком, лишь обретя живое чувство личности, научившись помещать точку опоры нравственного поступка внутрь себя» (В. Тендряков).

К сожалению, в практике современного воспитания (как семейного, так и детсадовского и школьного — при массовом обучении оно вынуждено быть коллективным) «Я» личности ребенка сводится к весьма униженному состоянию: дома и в школе — требование послушания и дисциплинированности, подчинения канонам и нравственным нормам и правилам, не осознанным ребенком и не ставшим потребностью (так удобнее устроить домашнюю жизнь, эффективнее обучать массу детей и управлять ими в воспитательной работе). Последствия? Стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых, хождение в школу «по обязанности, а не для души», даже побеги из дома, чувство одиночества и неприкаянности.

Чувство собственного достоинства детей надо растить, бережно культивировать как «точку опоры», пожалуй, важнейшую, ибо оно, это чувство является своеобразной мерой развития человека — его самочувствия и самооценки, его способностей и уровня притязаний, его лучших черт характера. Человек, думающий о себе как о никчемном (мы это видели у подростков спецшкол для перевоспитания педагогически запущенных подростков), не верит в себя и свое будущее, не хочет включаться в общее дело, не реагирует на замечания, часто обижается, конфликтует со сверстниками и взрослыми, использует неадекватные средства самоутверждения (роль «классного шута», задиры и забияки, «грозы школы и микрорайона», мрачного молчуна)...

Что же делать классному руководителю? В психолого-педагогической литературе и многочисленных публикациях по проблеме здорового образа жизни есть много советов по этому поводу. Прислушаемся к советам Луизы Хей (из книги «Как исцелить свою жизнь», Новосибирск, 1996). «Из чего складывается уверенность в себе:

1.        Научимся мыслить позитивно. Думать о хорошем, ждать его, верить. Создавая гармонию и равновесие в своем уме, мы тоже самые начинаем находить и в жизни.

2.        Освобождайтесь от отрицательных мыслей о себе. Ваше сознательное убеждение, что Вы недостаточно хороши постоянно руководит вашими поступками, поэтому всегда проявляется в жизни.

3.        Полюбите себя. Когда мы от души любим и уважаем себя, когда одобряем свои поступки, мы создаем определенную организацию ума, которая способствует возникновению самых чудесных взаимоотношений с людьми, позволяет найти новую интересную работу, стабилизировать вес, укрепить здоровье. Самопринятие и самоодобрение — это ключ к положительным переменам в жизни.

4.        Старайтесь как можно меньше критиковать себя. Критика замыкает тот образ мысли, от которого мы пытаемся избавиться.

5.        Не отрицайте сами и не давайте повод другим отрицать Ваше совершенство. Как это блестяще умеют делать дети. Все хорошее в жизни начинается с принятия своего внутреннего «Я», которое весьма отличается он внешнего «Я». Не забывайте, что в нашем сердце достаточно любви, чтобы вылечить всю планету.

6.        Ищите в себе хорошие качества. С этого начинается значительный прогресс в вашей жизни. Есть упражнение: «Я одобряю в себе все». Чем больше вы будете говорить это, тем лучше.

7.        Меньше обращайте внимания на то, что вам будут говорить другие. Каждый — уникален и своеобразен. Мы пришли на эту планету, чтобы выразить себя, а не для того, чтобы стать похожими на кого-то».

Как же эти советы могут быть внедрены в сознание и жизнь школьников? Через специальные классные часы по самопознанию и самовоспитанию, через пример самого педагога, через особые отношения учащихся с учителем, учащихся между собой.

Так все пять «точек опоры», являясь средством воспитания, заполняют нишу содержания воспитательного процесса и позволяют прийти к желаемому результату -формированию жизненной позиции человека, живущего по законам ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ.