logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Различные системы ученического само-(со-) управления

В современной школе сложились различные системы школьного (классного) ученического самоуправления. Расскажем о некоторых из них, которые наиболее популярны и успешны в практике школ.

Так, одним из главных принципов самоуправления описанной в предыдущем параграфе методики коллективной творческой деятельности И.П. Иванова является опора на микроколлективы, советы дела и т.п. (позволяет оптимально раскрыть потенциальные возможности каждого). Другой принцип — чередование творческих поручений (возможность испытать себя на руководящих и подчиненных ролях). Ряд других принципов можно объединить в так называемый «закон трех «САМИ»:

§   «сами ищем дело»;

§   «сами планируем и осуществляем его»;

§   «сами подводим итоги».

В авторской Школе самоуправления А.Н. Тубельского (школа № 734 г. Москвы) большое внимание уделяется организации уклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества, в котором учащимися, педагогами, родителями и общественностью приняты и постоянно изменяются (развиваются) конституция школы и школьные законы, действуют избранные демократическим путем совет школы и суд чести. Такое самоуправление школы напоминает игру, в которой дети живут настоящей жизнью и развиваются.

В воспитательной системе школы В.А. Караковского (школа № 825 г. Москвы) для привлечения к самоуправлению большего числа учащихся в классах введена должность дежурного командира, избираемая открытым прямым голосованием сроком на один месяц; права и обязанности его определяются специальным положением.