logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Гностическая деятельность воспитателя и педагогический мониторинг

С научно-педагогической точки зрения, таким образом, одной из сторон деятельности воспитателя является гностическая деятельность, т.е. проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности, учет этого анализа в дальнейшем построении воспитательного процесса.

В последнее время в теории и методике воспитания стали использовать понятие «педагогический мониторинг» в связи с гностической деятельностью воспитателя.

Под понятием «педагогический мониторинг» понимаются «диагностика (СНОСКА: Педагогическая диагностика (греч. — способность распознавать) — процесс постановки диагноза, установление уровня воспитанности, образованности и развития детей и подростков), оценка и прогнозирование педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития» (СНОСКА: Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 258).

Педагогический мониторинг, таким образом, как бы пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе. «Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, и вносит коррективы в свой проект, отслеживая его реализацию на практике. В определенный момент появляется необходимость подвести итоги, проверить результаты, сопоставить «замысел» с реализацией, сравнить достигнутое сейчас и ранее. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками» (СНОСКА: Стефановская Т.А. Там же. С. 334—335). Такова методика педагогического мониторинга.