logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Современные проблемы изучения детей

В бурно меняющихся условиях современной действительности (общественной и школьной) у школьных педагогов заметно возрос интерес к научно-педагогическим и психологическим методикам изучения личности учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашей стране, поменялись ценностные ориентации в обществе, изменились коренным образом стратегия и тактика обучения и воспитания в школе, усложняются науки о ребенке, меняются взгляды на воспитание и развитие детей с учетом современных реалий, появились некоторые негативные явления, с которыми не считаться нельзя.

Воспитывать детей сегодня трудно еще и потому, что труднее их изучать: «водораздел поколений»-возрос не только из-за разного возрастного видения мира (как было всегда), но и из-за того, что у сегодняшних «отцов и детей» резко, а порой диаметрально противоположны ценностные ориентации - политические, экономические,-культурологические, социальные, бытовые, личностно-психологические. Но не только это. Живущие в современных реалиях дети (подростки, юношество) отличаются еще и своей закрытостью от мира взрослых: у них своя субкультура, в которой они живут и куда не хотят никого пускать, особенно родителей и педагогов. И, видимо, в качестве защиты, имеют две маски: дома и в школе. На глазах родителей и педагогов они одни (живут и действуют по принципу «как надо» — они это хорошо знают), а наедине с собой и в кругу «приятных» сверстников — они другие.

Не будем голословны: покажем на примере из жизни. Студентка-первокурсница, выпускница иедкласса, отличница, общественница, любимица педагогов и, видимо, родителей доверительно дает для прочтения уважаемому педагогу свой необычный дневник - записную книжку «Переписка друзей». Из нее видна вся эта «другая», скрытая от взрослых жизнь. Там есть все, от чего как родители, так и педагоги могут впасть в состояние шока. Приведем некоторые выдержки из сопроводительного письма преподавателю:

«...Какими целями я была движима, давая Вам наши записи? Ну как это лучше выразить... Вы - школьный учитель, сталкивались с самыми разными подростковыми проявлениями. Может быть, я, тайная поклонница натуралистического образования и воспитания, лишний раз окунаю Вас в мир отношений нас, тинейджеров, друг с другом, чтобы посмотреть, как Вы отнесетесь к нам, нашей сущности, нашим проблемам? Может быть. Вы так уверенно говорили о том, что Вас ничем не испугать - неужели?

Вы спросите: а что же страшного в том, что там есть?

Знаете, как Борис Моисеев определяет проблему нашего времени? Нет? Онанизм, вот как. Буквально: никто не нужен. Сидит на какой-нибудь дискотеке такое существо в углу, ни в ком не нуждается, пусто все, ничего нет. Нирвана, блин. Вечный кайф. И вот такое наше общение — попытка спасения от этого, последняя зацепка друг за друга. Последняя — потому что последний школьный год. Нужно успеть.

Успели ли? Не знаю, сейчас столько всего происходит. Хочу надеяться, что да. Кто-то потерян. А кто-то нет. Скажете: Господи, да все через этот стресс потери привычной обстановки проходят; привыкните, обживетесь, сдружитесь, в институте обычно друзей -находят. Но: ЧУМА XXI века — ОНАНИЗМ. Мы все такие — понимаете? Это данность — равнодушие.

Да, уходим мы от этого не лучшими способами. Но мы такие. Лучше смешение эмоций, путаница, чем полное отсутствие их, как у меня, например. Я не извинялась за мат: это не желание приукрасить речь, это отношение к жизни.

Вряд ли я открыла для Вас Америку... Думаю, Вы знаете это не хуже меня, но немножко под другим углом зрения. Так вот: если не знаете — знайте, а если знаете -это иллюстрация рассказа на тему «Мир глазами подростка», или уж я не знаю...

Ну, не только так. Это и картина становления человека в этом мире, и описание форм отношений, и просто детская философия... Впрочем, зачем я Вам все это рассказываю, Вы это и так видите. И вообще, не верьте тому, что я говорю о мотивах доверия Вам сей рукописи: нужно было — вот и дала, а уж как Вы все воспримите — Ваше дело.

Просто хотелось кое-что объяснить. Надеюсь, что не зря».

Вот такое письмо. Грустно, больно, неожиданно, труднодоступно и непонятно, неверно — клевета, мол, на всех детей... Разная гамма чувств у думающего воспитателя. Но как же мудрый совет: «знать, что воспитывать»? И это так. Но как «знать»?

После приведенного письма трудно писать параграф о методике изучения детей. Трудно, потому что официальные методики исследования должны быть положены на тонкое педагогическое мастерство, мудрую тактику, общения с детьми и молодежью, на гуманное отношение к воспитанникам и принятие их такими, какие они есть. Чтобы оказывая педагогическую поддержку, помочь взрослеющему человеку преодолеть трудные «болезни роста».