logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Этапы и приемы организации ктд

Рассмотрим более подробно этапы, своеобразные «шаги», с помощью которых педагогу, даже неискушенному в методике КТД, легко организовать любое коллективное творческое дело.

1.        Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей» (педагог рассказывает, как интересно было, когда в других коллективах это проводилось...), «мозговой штурм» (или «мозговая атака»), когда всеми предлагается множество самых, в том числе поначалу нереальных идей...

2.        Этап начальной организации: отбор идей к осуществлению, выборы «Совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.

3.        Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиш, другие формы оповещения — театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

4.        Этап распределения поручений по подготовке от дельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи...; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального, кино-, видеооформления.

5.        Проведение самого дела. Здесь несколько «шагов»:

§   сбор гостей, различные действия в преддверии события (представления гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания — допуски для участников, аттракционы, сюрпризы, маленькие символические сувениры...;

§   торжественное начало, «зачин» (песенное, театрализованное, музыкальное, видеоили слайдфильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов и т.д.);

§   основная часть (содержание и методика определяется основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, коллективно избранными приемами);

§   финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание и т.п.).

6.        Этап подведения итогов. Сначала среди всех участников (по кругу или в порядке, избранном коллективно, все высказывают свое мнение: что было хорошо, что - не очень и как надо было бы и надо будет делать впредь; очень важно при этом соблюдение чувства такта). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее