logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Совместно-разделенная деятельность как основа ктд

На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя в массовой педагогической практике методика коллективной творческой деятельности (методика КТД), родившаяся в середине 1960-х годов в Ленинграде. Автор ее -известный педагог И.П. Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого. Главные черты этой методики: совместно-разделенная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.

Совместно-разделенная деятельность известна в практике воспитания давно. Видимо, с тех пор как человек осознанно захотел передать подрастающим поколениям свои накопленные знания и жизненный опыт, то есть на заре человечества. Рождаясь на свет, ребенок не обладает необходимыми для жизни знаниями, навыками и умениями, страдает от отсутствия жизненного опыта. Действуя по примеру и образцу окружающих либо методом проб и ошибок, чему-то да научается: «Огонь горячий - с ним надо осторожно», «Ножницами можно обрезаться, если неумело с ними обращаться», «Не каждая собака любит, когда ее гладишь — может и укусить», «Если из бутылки наливать молоко — оно проливается на стол и на пол»...

Суть совместно-разделенной деятельности (СНОСКА: Подробнее о совместно-разделенной деятельности можно прочитать: Апраушев А.В. Воспитание оптимизмом. М., 1983; Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1995. С. 381-382) в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребенка и умеющего взрослого (родителя, педагога). Поначалу инициатива и технологическое исполнение почти полностью принадлежат взрослому: надевает колготки на малыша, подносит ко рту ребенка чашку -он пьет, решает простейшую задачу - ребенок решает аналогичную по образцу, учитель физкультуры ставит палатку для малышей, впервые оказавшихся в походе... На следующих этапах педагог тактично, нередко под благовидными предлогами («надо уйти», «есть другие дела», «не умею», «тебе удобнее», «у тебя это лучше получится»...) все больше и больше инициативы передает ребенку, все более и более превращая его в субъект деятельности. И вот уже он сам одевается, себя обслуживает, рисует, решает задачи, организует уборку класса, в походе делает все самостоятельно... Главное - тактично, четко и грамотно определить меру, время и место «совместной» и «разделенной» деятельности, чтобы не подавить активность и самостоятельность ребенка либо не бросить его, не знающего и не умеющего, на произвол судьбы и случая, когда он уходит от деятельности вообще.