logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Классный час как «час классного руководителя»

Прежде чем раскрывать методику подготовки и проведения любой формы воспитательной работы, следует оговориться о том, что мы имеем в виду, употребляя в нашем контексте понятие «классный час». Это не какая-то определенная форма работы (в практике отдельных школ и теоретиков педагогики именуемая нередко «застойной формой», относящейся к ушедшему периоду авторитарной организации воспитательной работы), а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное к воспитанию отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным, случайным, а управляемым и целенаправленным.

Для классного часа характерно все многообразие видов и форм, перечисленных выше. Классный час предполагает также проявление специфики личности педагога, .работающего по авторской, творческой программе. Исповедываемый им гуманистический подход к организации воспитательного процесса может привести к формулированию своеобразных правил; «Никогда никого не ругать на классном часе», «Никогда не обсуждать долгих и нудных организационных вопросов» (для этого можно найти другое место и время), «Оптимизм и мажор — основной стиль и тон общения на классном часе», «Создать максимум комфорта для всех участников» (красиво и функционально оформленное помещение, удобные и свободно избираемые места, использование цветов, подарков, сюрпризов...).

Классный час должен быть нерегламентирован временем (он может продолжать от 2—5 минут до нескольких часов). Не должен быть «привязан» к месту — классной комнате: он может быть проведен в музее, на лоне природы, на улицах города, в сквере, на квартире у кого-то... Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и т.д.). Могут быть введены и другие правила.