1. Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «теория и методика воспитания»
Вопросы к экзамену (зачету) даны в общей логике курса. Цифрами обозначены номера глав и параграфов, в которых освещены данные вопросы: по ним студентам легко будет найти ответ, чтобы подготовиться к зачету или экзамену. Преподавателю, ведущему курс «Теория и методика воспитания», легко будет составить билеты к экзамену. Кроме того, используя данные вопросы, можно проводить рейтинговую оценку знаний студентов в процессе всего периода обучения. Для начинающих воспитателей-практиков данный перечень вопросов может послужить критерием их теоретической и методической подготовленности к практике воспитательной работы и даст возможность найти источники пополнения багажа необходимых знаний.
1.1. Воспитание как общественная категория. Исторический характер воспитания.
Современная трактовка понятия «воспитание». Процесс воспитания в современной школе: позитивное и негативное, проблемы. Прогрессивные идеи в современной теории воспитания.
Современная трактовка воспитания и отражение ее в массовой педагогической практике.
Современный педагог (воспитатель) в свете прогрессивных идей теории воспитания.
1.2. Понятие и сущность воспитания.
Характерные признаки воспитания как педагогического явления.
Ребенок (подросток, юноша) как объект и субъект воспитания. Диалектика развития его субъектного начала в школьном возрасте; изменение позиции воспитателя. Взаимодействие педагога и воспитанника как основа педагогического процесса.
Отношение как педагогическая категория и как суть воспитания.
Три формы проявления отношения как основа для определения содержания воспитания. Воспитание как средство, процесс и результат.
1.3. Понятия «ребенок», «дети», «детство». Характерные особенности детства.
Характеристика трех периодов возрастного развития школьников с позиции воспитания.
Индивидуальные различия школьников и учет их в воспитании.
Школьные кризисы развития и учет их в воспитании.
Воспитание и самовоспитание: их взаимодействие в развитии школьника.
1.4. Педагог-воспитатель: его назначение в обществе, основные черты и качества.
Понятие «педагогическое мастерство» (применительно к статусу воспитателя); слагаемые педагогического мастерства.
Интеллигентность как стержневое качество педагога-воспитателя.
Проблемы педагогического творчества в процессе воспитания и возможные пути их решения.
1.5. Педагогическая наука и педагогический опыт, их взаимодействие.
Явление «педагогическое новаторство»: сущность, конкретные примеры, проблемы.
Роль педагогической науки и практической деятельности в становлении и развитии профессионального педагогического мастерства воспитания. Опыт «новых школ» в истории зарубежной и отечественной педагогики и современные инновационные процессы в воспитании. Исследовательская позиция учителя-воспитателя. Авторские концепции и авторские школы воспитания. Программа личностного и профессионально-педагогического роста воспитателя; методика составления и работы по ней.
Основные идеи гуманистической педагогики; их влияние на формирование современной теории и методики воспитания.
2.1. Философские основы воспитания: его основные фундаментальные характеристики. Диалектический характер процесса воспитания. Противоречия как движущая сила, источник воспитания.
Педагогическая логика как основа построения воспитательного процесса.
Основные ошибки педагогов-практиков в нарушении логики воспитательного процесса, их последствия и способы преодоления.
2.2. Закономерности и принципы воспитания, «Любовь к детям» как педагогическая категория и личностное качество педагога-воспитателя.
2.3. Понятие и формулировка цели воспитания в современной гуманистической педагогике.
Цель воспитания, стратегические и тактические задачи.
2.4. Явление «сопротивление воспитанию»: сущность, основные проявления, организация и методика преодоления.
3.1. Воспитывающая среда: понятие, сущность, проблемы.
Факторы и условия, влияющие на процесс воспитания.
Понятие «пространство воспитания», основные требования к нему.
Позитивные факторы развития личности в процессе воспитания.
Современные реалии детства как негативный фактор воспитания, возможности их преодоления. Социокультурная среда как фактор воспитания: понятие, сущность, основные слагаемые. Педагогическая культура в школе, семье, ближайшем окружении как основа воспитания. Педагог-воспитатель как носитель культуры.
3.2. Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка (подростка).
Позитивное и негативное в семейном воспитании. Современные реалии детства и воспитание детей в семье: причины, проявления, возможности преодоления.
3.3. Понятие «коллектив»: его сущность, основные признаки, воспитательные возможности. Коллектив и развитие индивидуальности школьника. Методика и техника создания и развития ученического коллектива.
Негативные явления в детском коллективе, их предотвращение и преодоление.
3.4. Современное детско-юношеское движение: воспитательный потенциал, содержание и методика деятельности, проблемы.
Детские и молодежные организации: назначение, цели, содержание и методика деятельности, взаимодействие со школой.
3.5. Неформальные объединения детей и молодежи, взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания.
4.1. Содержание воспитания в современной школе.
4.2. Деятельность как основа воспитательного процесса.
Понятие и сущность воспитывающей деятельности.
Разнообразные виды деятельности школьников в воспитательном процессе и методика их организации.
4.3. Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни» в теории, методике и практике воспитания.
Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания.
Личностно-ориентированная программа здорового образа жизни педагога и воспитанников: идеи, содержание, методика.
4.4. Пути и средства достижения цели и задач воспитания в процессе обучения.
Воспитательный потенциал современного урока. Возможные формы и методы внеурочной деятельности учителя-предметника как средство воспитания.
Культурологический подход в обучении; его воспитательный смысл.
Воспитание учащихся в системе личностно-ориентированного обучения.
Воспитательный потенциал содержания и методики обучения, его реализация на уроке и во внеурочной деятельности.
4.5. Система дополнительного образования, ее воспитательный потенциал, содержание и основы методики.
Многопрофильные творческие объединения детей и взрослых как воспитывающая среда и как фактор развития личности школьника.
4.6. Классный руководитель как центральная фигура воспитательного процесса.
Назначение и функции классного руководителя в современной школе.
Методические основы деятельности классного руководителя.
5.1. «Воспитание» и «воспитательная работа»: схожесть и различие; понятие и сущность. Основы современной гуманистической позиции воспитателя в системе воспитательной работы.
Педагогическая поддержка как особый подход к организации учебно-воспитательного процесса. Понятие и сущность педагогической поддержки; основные условия и принципы ее реализации в воспитательном процессе. Методика и техника педагогической поддержки.
5.2. Методы воспитания: основы теории, классификация и методика в воспитательном процессе. Методы убеждения в процессе воспитания.
Методика организации жизни и деятельности учащихся.
Методика и техника поощрения и наказания. Внушение как метод воспитания.
5.3. Средства воспитания: понятие, связь с другими компонентами воспитания, классификация, примеры конкретных средств.
Компьютеризация, Интернет как позитивные средства воспитания.
5.4. Психолого-педагогическая характеристика воспитательного воздействия; классификация воспитательных воздействий.
Приемы педагогического воздействия на учащихся. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства; четыре группы умений педагогической техники.
5.5. Современные технологии воспитания: основные идеи, классификация, характеристика и краткий анализ конкретных технологий воспитания.
Школа как воспитательная система.
Психолого-педагогический анализ опыта конкрет ных воспитательных систем.
Теоретические и методические основы изучения воспитателем учащихся, классного коллектива и учебно-воспитательного процесса.
Педагогический мониторинг: методика использования в воспитательном процессе.
6.3. Теоретические основы, методика и техника планирования воспитательной работы.
6.4.Теоретические основы, и методика коллективной творческой деятельности.
Личностно-ориентированный подход в современной методике КТД.
Инструментовка деятельности детей как самодеятельности и самовоспитания.
6.5.Ученическое самоуправление в современной школе: назначение, сущность, содержание деятельности. Методика создания и развития ученического самоуправления.
Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении.
6.6. Индивидуальность и ее развитие в процессе воспитания.
Стимулирование самовоспитания школьников в процессе воспитания как основа развития индивидуальности.
6.7. Организационные формы воспитания: понятие и сущность, характеристика разнообразных форм. Методика и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы. Приемы (элементы) в структуре разных форм воспитательной работы.
Понятие «воспитание родителей», его сущность, назначение, содержание и методика. Основные функции и содержание взаимодействия школы с родителями учащихся. Система работы классного руководителя с родителями учащихся.
Традиционные и новые формы работы школы с родителями учащихся в современной школе.
Методические материалы
- Оглавление
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- Глава V Основы методики воспитания
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- Введение
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- 1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи
- Начальные представления о воспитании
- Современная парадигма воспитания; ее прогрессивные идеи
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности
- Понятие воспитания; его основные признаки
- Педагогическая категория «отношение» как суть воспитания
- Что такое «отношение»
- Структура категории «отношение» как стержень воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.3. Ребенок, дети, детство. Школьник в воспитательном процессе
- Ребенок как объект и субъект воспитания
- Характерные особенности детства
- Специфика школьного периода детства
- Кризисы школьного детства
- Индивидуальные и половые различия
- Современные реалии детства
- Самовоспитание школьника и педагогическая позиция воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.4. Школьный педагог как субъект воспитания
- Статус педагога и содержание педагогической деятельности
- Педагог - это интеллигент
- Педагоги и дети: этика отношений
- Слагаемые педагогического мастерства
- Способность к творчеству
- Педагогический консерватизм и новаторство
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.5. Педагогическая наука и практика воспитания в современной школе
- Педагогика: наука или искусство?
- Педагогическая практика
- Педагогическая наука
- Грани взаимодействия науки и практики
- Инновации XX столетия
- Гуманистическая теория воспитания
- Прогрессивные идеи педагогов-новаторов
- Школа как экспериментальная площадка
- Повышение профессионально-педагогического мастерства
- Педагогический коллектив и творческий рост молодых педагогов
- Приобщение практиков к науке
- Программа личностного и профессионального педагогического роста
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- 2.1. Движущие силы и логика воспитательного процесса
- Философские основы воспитания
- Противоречивость воспитательного процесса
- Воспитание -процесс целенаправленный
- Воспитание - процесс систематический
- Теория ассимиляции и воспитательный процесс
- Огика воспитательного процесса
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Закономерности и принципы воспитания
- Законы, закономерности, принципы
- Закономерности педагогические
- Принципы воспитания
- Любовь к детям как педагогическая категория
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.3. Цель и задачи воспитания; стратегия и тактика его организации
- Цель воспитания
- Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе
- Стратегические задачи воспитания
- Задачи тактические
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуеиая литература
- 2.4. «Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления
- Явление «сопротивление воспитанию»
- Сопутствующие явления
- Дидактогения и механизмы самозащиты
- Причины сопротивления воспитанию
- Критическйе ситуации развития и воспитания
- Последствия сопротивления воспитанию
- Конкретные проявления сопротивления воспитанию
- Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- 3.1. Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства
- Воспитывающая среда
- Понятия «фактор», «условие» воспитания, «воспитательное пространство
- Воспитывающая ситуация
- Воспитание и процесс социальной адаптации
- Педагогизация среды
- Понятие социокультурной среды воспитания
- Понятия «ниша» и «стихия» в социокультурной среде воспитания
- Современные реалии детства
- Создание воспитывающей социокультурной среды
- Педагогическая культура школы
- Культура дома и семьи
- «Дворовая культура»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Семья как фактор воспитания
- Семья: понятие, функции
- Типы семей
- «Дом» как категория педагогическая
- Специфика семейного воспитания
- Как реализуется воспитательный потенциал семьи
- Об авторитете в воспитании
- Семья как негативный фактор воспитания
- Кризис семьи и проблемы, с ним связанные
- Вопросы для самопроверки и размышления:
- Рекомендуемая литература
- 3.3. Ученический коллектив: методика его создания и развития
- Человек – существо общественное
- Воспитательный коллектив: назначение и сущность
- Характерные особенности коллектива и позиция педагога
- Воспитание толерантности в ученическом коллективе
- Стадии развития коллектива
- Формы взаимодействия ученических и педагогических коллективов
- Негативные явления в коллективе
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.4. Детское движение; современные детско-юношеские организации
- Сообщество сверстников как фактор развития
- Детское движение и детские объединения
- Функции детских объединений
- Вариативность детского движения
- Орган изаци он -ные основы и принципы
- Пионерская организация
- Скаутинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.5. Неформальные объединения детей и молодежи; взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания
- Предыстория молодежной субкультуры
- .Как оппозиция культуре взрослых
- ...Как способ ухода от тревожности
- ...Как фактор социализации
- Классификация неформальных объединений
- Едагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями
- Одиночество проблема
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- 4.1. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике
- Проблема содержания воспитания и попытки ее решения
- В современных условиях: различные концепции
- Программа воспитания как основа отбора его содержания
- Акцент на самовоспитание
- Учет межнациональных отношений
- Специфика содержания воспитания в учебной и внеурочной деятельности учащихся
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.2. Воспитывающая деятельность: назначение, сущность, содержание, основы методики
- Воспитание есть организация деятельности
- Понятие и сущность деятельности
- Воспитывающая деятельность, ее специфика
- Технологически е особенности воспитывающей деятельности
- Виды воспитывающей деятельности, их характеристики
- Роль и назначение игровой деятельности в воспитании
- Общение как основа воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.3. Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания
- Здоровье и жизнь; здоровый ребенок и воспитательный процесс
- Основное направление воспитательной работы
- Три основные идеи здорового образа жизни
- Принципы создания и стимулирования здорового образа жизни в воспитательном процессе
- Индивидуально-личностная программа здорового образа жизни
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения
- Воспитывающий характер обучения
- Роль воспитания в обучении
- Специфика воспитания (по сравнению с обучением)
- Новое в современном образовании
- Личностно-ориентиро ванный подход в обучении и воспитание
- Воспитание через методику обучения
- Воспитание в различных формах обучения
- Воспитательный потенциал личности учителя
- Роль оценочной функции учителя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.5. Воспитывающий характер системы дополнительного образования
- Свободное время детей и их развитие
- Учреждения дополнительного образования
- Объединения клубного типа
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.6. Воспитательная работа классного руководителя
- Классный руководитель как субъект воспитания
- Какой он, классный руководитель
- Цель и назначение классного руководителя
- Цель и стратегические задачи
- Функции классного руководителя
- Содержание деятельности
- Методика и техника
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава V Основы методики воспитания
- 5.1. Педагогическая поддержка — основа воспитательной позиции школьного педагога
- Воспитание и воспитательная работа
- Психолого-педагогическая поддержка как основа воспитания
- Педагогическая поддержка
- Позиция воспитанника
- Педагогический такт как условие педагогической поддержки
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.2. Методы воспитания
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Условия эффективности
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.3. Воспитательные средства
- Средства воспитания
- Выбор воспитательных средств
- Пять «точек опоры»
- Медиаобразование как средство воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания
- Воспитательное воздействие и методический прием
- Воспитательные отношения, их типология
- Приемы воспитательного воздействия
- Психотерапия в методике воспитательного воздействия
- Педагогическая техника в деятельности воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.5. Современные технологии воспитания
- Методика и технология воспитания
- Понятие педагогической технологии
- Специфика технологий воспитания
- Система выборов как основание воспитательной технологии
- Три уровня воспитательных технологий
- Основные идеи
- Примеры современных воспитательных технологий
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- 6.1. Школа как воспитательная система
- О пользе воспитательной системы
- Что значит «воспитательная система школы»
- Теоретическая основа построения воспитательной системы школы
- Iiiкола как развивающаяся и саморазвивающаяся система
- Примеры воспитательных систем
- Некоторые идеи по созданию воспитательных систем
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса
- Современные проблемы изучения детей
- «Пакет школьных методик»
- Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального
- Проблемы школьной научно-методической работы
- Гностическая деятельность воспитателя и педагогический мониторинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.3. Методика и техника планирования воспитательной работы
- Проектировочная деятельность воспитателя как потребность
- Принципы планирования воспитательной работы
- Зачем нужен план
- Ошибки при планировании
- Как создается план воспитательной работы
- Виды планов воспитательной работы
- План классного руководителя как воспитателя
- Возможные варианты планирования
- Перспективно-календарный план-сетка
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация
- Совместно-разделенная деятельность как основа ктд
- Коллективность
- Игровая инструментовка
- Творческий характер
- Этапы и приемы организации ктд
- Примеры ктд
- Личностная ориентированность – основа ктд
- Инструментовка воспитательного процесса как самодеятельности воспитанников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.5. Создание и развитие ученического самоуправления
- Соуправление и самоуправление в воспта-тельной системе школы
- Принципы школьного само- (со-) управления
- Различные системы ученического само-(со-) управления
- Педагогические основы самоуправления
- Методика создания системы ученического самоуправления
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности в воспитательном процессе
- Суть проблемы «индивидуальность личности и коллективное воспитание»
- Задача корректировки индивидуального развития
- Возможная типология индивидуальностей
- Методика и техника индивидуального подхода в воспитании
- Стимулирование самовоспитания как основа воспитательного процесса
- Вооружение методикой самовоспитания
- Организационные формы, способствующие включению воспитанников в процесс самовоспитания
- Факультативный курс «человековедение» для старшеклассников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.7. Организационные формы воспитания
- «Клеточка» воспитательного процесса
- Многообразные формы воспитательного процесса
- Классный час как «час классного руководителя»
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Картотека организационных форм воспитания
- Примеры творческих форм организации воспитания
- Система организационных форм воспитания
- Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
- Зачем школе работа с родителями
- Назначение работы школы с родителями учащихся
- Что значит «воспитание родителей»
- Пять функций работы школы с родителями
- Совместная деятельность
- Корректировка воспитания в семье
- Работа с родительским активом
- Организационные формы работы с родителями
- Стиль и тон отношений воспитателей с родителями
- Если есть конфликт «родители и школа»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Вместо заключения
- Методические материалы для самостоятельной работы
- 1. Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «теория и методика воспитания»
- 2. Возможные темы курсовых и дипломных работ
- 3. Специальные словари и энциклопедии
- 4. Литература для организации тренингов и практикумов
- 5. Основная литература по теории и методике воспитания