logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Статус педагога и содержание педагогической деятельности

Говорят: учитель — это не профессия, педагогика — это не наука, это образ жизни. И действительно так. Ни в одной другой профессии нет такого единения жизненной и профессиональной позиции человека. Школьный педагог (учитель, классный руководитель, воспитатель, администратор разного ранга и уровня...) - центральная фигура воспитательного процесса, субъект воспитания: он по статусу (!) является носителем ценностных ориентации культуры, он — организатор воспитывающей деятельности (выдвигает цель; определяет стратегические и тактические задачи воспитания, планирует воспитательную работу, отбирает содержание, средства, методы и приемы, организационные формы воспитания). Он — носитель ценностных отношений к миру — отношений, оцениваемых с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Он - непосредственный участник и организатор взаимодействия «учитель о ученик» в учебно-воспитательном процессе. Более того, он для своих воспитанников — своеобразный «проводник» ценностного отношения к ЖИЗНИ (в самом высоком понимании этого слова) (СНОСКА: О работе учителя написано немало книг. Вот некоторые из них. раскрывающие, на наш взгляд, сущность учительства:

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М., 1989;

Блага К., Шебек М- Я — твой ученик, ты — мой учитель. М., 1991;

Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. М., 1995

Крупенин A-JJ-, Крохина И.М. Эффективный учитель Практическая" психология для педагоге. Ростов-на-Дону, 1995;

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979;

Лещинский В.М., Кудьпевич С.Б. Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум. М., 1995;

Львова Ю.П, Творческая лаборатория учителя. М., 1992

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994;

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989;

Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск, воспоминания. Страницы литературы. М., 1991).

Педагогическая деятельность многолика и многообразна; она может быть:

1.        диагностическая (изучение, определение уровня воспитанности, внедрение результатов в практику);

2.        ориентировочно-прогностическая (определение цели и задач, планирование, прогнозирование результатов);

3.        конструктивно-проектировочная (создание идеальной модели, определение путей ее реализации);

4.        организаторская (деятельность по созданию воспитывающей среды и организации процесса воспитания);

5.        информционно-объяснительная (передача знаний, умений и навыков, формирование отношения к ним, выразительность собственной позиции);

6.        коммуникативно-стимулирующая (реализуется через общение в системе отношений к детям, работе, окружающим жизненным явлениям);

7.        аналитико-оценочная (ее цель — установление обратной связи и педагогическое стимулирование воспитанников);

8.        исследовательско-творческая (у нее есть как бы две стороны: применение идей педагогической теории и осмысление, развитие и внедрение в собственную практику НОВОГО, выходящего за рамки известного, изжившего себя, консервативного...).

Из этого перечня видно, что педагогическая деятельность — наиболее сложный, универсально-синтетический вид человеческой деятельности. Вот почему в обществе всегда было, есть и будет идеализированное отношение к личности Учителя и его миссии. А. Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым главным примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Когда говорят об интеллигентном человеке, то в первую очередь называют врача (исцеляет тело) и учителя (взращивает и исцеляет душу). А к интеллигентности требования высоки.