logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Пять функций работы школы с родителями

Эти задачи вполне решаемы, если организовать единый процесс взаимодействия воспитателей, детей и родителей в школьной' жизнедеятельности. В нашей практике воспитания сложилось пять функций работы школы и классного руководителя с родителями учащихся. Они определяют и содержание этой работы.

Первая функция - ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы. Совместно с родителями находит возможные пути реализации этой программы.

Классный руководитель старшеклассников знакомит родителей со спецификой определенного типа школы и особенностями учебно-воспитательного процесса в ней (гимназия, лицей, колледж, класс с углубленным изучением какого-либо предмета), со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении. На такое собрание могут быть приглашены учителя специальных предметов, представители администрации школы.

В начале учебного года классный руководитель знакомит родителей со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года.

Перед введением в классе новых учебных предметов, обладающих высоким воспитательным потенциалом, классный руководитель (либо учитель) также знакомит с содержанием и методикой этих предметов: «Основы этики», «Мировая художественная культура», «Человековедение», «Здоровье человека», «Культура речи», «Психология общения», «Основы этикета», «Этика и психология семейной жизни»,- «История религии» и др. Необходимо это для создания единой воспитывающей среды семьи и школы, частично для просвещения родителей в области вводимого предмета и оснащения их методикой внеурочной деятельности в условиях домашнего воспитания.

Правильно заметил Д. Гранин в повести «Обратный билет»: «Никто не учит родителей, как «работать» родителями. Самая ответственная из всех работ, а делают ее кто как сможет, руководствуясь лишь опасными советами любви».

Вот почему классный руководитель, обладающий большей компетентностью в области психолого-педагогических знаний, лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, берет на себя миссию психолого-педагогического просвещения родителей. Связанные с этой проблемой противоречия современной школы происходят из того, что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе и у самих родителей.

Нашей школой накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобуча родителей. Задача каждой школы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей. Назовем здесь некоторые, оправдавшие себя на практике формы психолого-педагогического просвещения родителей (СНОСКА: Подробно об этом см.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 136—141; Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985).

§   Народные университеты (педагогические факультеты или отделения) при Дворцах культуры, кинотеатрах, высших учебных заведениях, многопрофильных общественных организациях по месту жительства и т.д.

§   Школьный лекторий для родителей проводится, как правило, перед началом родительских собраний в классах по специально разработанной педагогическим коллективом программе. Для чтения лекций и проведения консультаций привлекаются специалисты и наиболее • подготовленные педагоги школы.

§   Школьные и классные тематические конференции для родителей. Это могут быть конференции, посвященные отдельным воспитательским проблемам. Например, «Как ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ»

Вторая функция работы классного руководителя с родителями — их психолого-педагогическое просвещение.

§   Родительские лекторий по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов: для родителей школьников-туристов; для родителей школьников, избравших педагогическую профессию; для родителей трудных детей; для родителей одаренных детей; для родителей учащихся, занимающихся в различных кружках, секциях, студиях и т.д.

§   Поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. Разумеется, эта форма родительского всеобуча наиболее эффективна, но и требует высокого уровня писхолого-педагогйческой, медицинской, юридической подготовленности классного руководителя. Поклассное просвещение родителей может проводиться и в различных формах: конференций (отцов, мам, бабушек и дедушек), проблемные конференции всех родителей; индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей-предметников, школьного психолога, социального работника, приглашенных специалистов — врачей, психологов, работников культуры и т.д. Можно использовать и обмен специальной литературой.

§   Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые специалистами в консультациях «Семья и брак», женских консультациях по месту жительства, в школе во время дня открытых дверей и т.д.

§   Различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей...