logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы

Разумеется, мы описали далеко не все формы воспитательной работы в современной школе. Да это сделать и невозможно, ибо практика рождает все новые и новые. Творчески работающий школьный педагог, идя от воспитательной цели и задач, конструирует их сам, максимально приближая содержание и тональность к своим собственным, неповторимым условиям. Однако есть некий алгоритм, позволяющий расширить диапазон творчества школьного педагога в воспитательном процесс. В основе его две идеи.

Идея первая: содержание воспитания, реализованное в различных организационных формах, обогащается за счет богатства наук и искусств, лежащих в основе тех или иных видов деятельности: познавательная — в области различных наук и их истории, ценностно-ориентировочная - - в этике, эстетике, культурологии, политологии, разных отраслях искусства... художественная — в эстетике, музыке, живописи, поэзии, дизайне... культуре, изучении персоналий.., физкультурная - в изучении теории и практики здорового образа жизни, трудовая - в изучении и использовании обычаев и традиций, ремесел. народных промыслов, профессиональной ориентации... свободное общение — в углубленном изучении всех наук и искусств, лежащих в основе организации досуга, различных хобби и т.д. Это позволяет поднять все формы воспитания на высокий профессиональный уровень (силами не только школьного педагога, но и широкой социокультурной среды - самих учащихся, их родителей, работников клубных учреждений и школ, деятелей общественных организаций...). Это позволит уйти от бытующего в практике воспитания дилетантизма, словесного «воспитания» или вообще от «пускания на самотек» всего дела воспитания, при этом скрываясь под якобы за благородно-гуманистическим тезисом «Школа — образовательное учреждение, она должна лишь давать знания, а воспитание — удел семьи».

Идея вторая: творческим сделать подход в воспитании педагогу поможет «копилка» специальных педагогических приемов, из которых можно конструировать различные методы воспитания и организационные формы. Приведем здесь некоторые из них.

Анализ афоризма (в самых разных вариантах), ибо «афоризм — брат анекдота, друг парадокса и сын мудрости» (А. Белкин):

§   афоризм записан на доске - все размышляют либо устно, либо письменно (после чего мнения суммируются). Например, размышление над мыслью Диогена: «Ведь не для того же человек живет, чтобы есть. Он ест для того, чтобы жить»;

§   на доске записано два афоризма: 1) «Человек — это великолепно... Это звучит... гордо!» (А.М. Горький); 2) «Аз есмь чървь, а не человек» («Я есть червь, а не человек») (из древнерусской молитвы). Классу дается задание: выбрать наиболее подходящий и обосновать;

§   возможна «перекличка» афоризмов. Например, на уроке «Женственность и мужественность» поочередно читаются афоризмы о достоинствах мужчин женщин. Использование биографий, историй жизни, жизненного опыта великих людей.

Приведем здесь примеры.

§   Для подчеркивания отношения к определенным качествам личности. ...К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, Антисфен обратился так: «Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, она стала хвастаться?» - «Красотою», - сказал тот. «И тебе не стыдно гордиться тем же, чем и бездушная статуя?»... Мальчишке-болтуну Зенон сказал: «У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили».

§   Для воспитания у учащихся сознательной дисциплины можно использовать такую историю: ...Однажды Диоген рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он стал верещать по-птичьему; собрались люди и он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся.

Использование сказок, легенд, преданий, притч, художественной прозы и поэзии... в качестве содержательного материала метода «параллельного действия» (А.С. Макаренко). Например, сказка Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево» для откровенного разговора об отношении к маме. Множество примеров такого использования материала в книге «Я — Человек».

«Конверт откровений» («Конверт дружеских вопросов», «Конверт знакомства» и т.д.): в конверт закладываются записанные на карточках вопросы по теме обсуждения; конверт передается из рук в руки — каждый берет по одной карточке, отвечает на «свой» вопрос, все остальные высказывают свои суждения. Так легко можно организовать дискуссию.

Упражнения-откровения типа «Мои пять самые...»: учащимся передают конверт, в котором карточки, каждый берет одну (не глядя), громко читает и сразу отвечает. Примеры карточек «Мои пять самые...»: 5 самых презираемых качеств личности человека, 5 самых близких людей, 5 самых ненавистных явлений в жизни, 5 самых веселых и смешных явлений, событий в жизни, 5 самых любимых произведений прекрасного, 5 самых главных дел, которые мечтаешь совершить в жизни, 5 самых ценных вещей, 5 лучших книг...

Экспресс-опрос: быстрые вопросы педагога, требующие быстрого ответа или «голосования». Педагог делает необходимые выводы. Например, перечень таких вопросов: «Что происходит с человеком в отрочестве?»; «Зачем человек рождается, зачем он живет?»; «XX век — прогресс человечества или регресс?»; «Дисциплина — это свобода или неволя?»; «Любовь — не вздохи на скамейке и не свиданья при луне» — а что?» и др.

«Трудное чтение» - это один из приемов комментированного чтения и размышления над прочитанным. Чаше всего используется для работы с учащимися 10—11-х классов по проблемам философского размышления о жизни. Например, чтение книги Б:М. Кедрова «Беседы о диалектике», Д.С. Лихачева «Раздумья» и др.

Инсценировка пословиц (по группам 3—5 человек). Группам дается задание (лучше заранее) Инсценировать известную пословицу. Если заранее, то с элементами костюмов, необходимыми предметами. Например, «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит». «Жизнь прожить — не поле перейти»; «Семь раз отмерь, один отрежь». Класс наблюдает и отгадывает пословицу. Идет обсуждение проблемы.

«Интервью» с интересным (значимым) человеком: с живыми людьми-современниками, людьми-авторами периодической печати, с героями художественных произведений, с авторами дневников, историческими деятелями и деятелями культуры...

Есть множество приемов, с помощью которых педагог регулирует отношения между детьми, между детьми и взрослыми, делает их воспитывающими, придает воспитательный смысл каждой жизненной ситуации, конструирует собственные воспитывающие ситуации: побуждение действием и личным примером, авансированное доверие, параллельное действие, косвенное воздействие, мнимое безразличие, подход к человеку с оптимистической гипотезой... и многие другие.

Нередко во фронтальной, групповой и индивидуальной воспитательной работе с детьми используются приемы, стимулирующие самовоспитание и самоактуализацию учащихся: рефлексия, релаксация, этические игры, решение этико-психологических задач, самоанализ, самокритика, самовнушение, различные тренинги самопознания и самовоспитания, проведение и анализ анкет, тестов, различных методов самопознания эмпирического характера и др.

Есть множество педагогических приемов дисциплиниро-вания учащихся в ходе воспитательного процесса. Например, введение собственных неписаных, традиционно исполняемых правил типа: «Живи для улыбки другого», «Не обижай никого вокруг», «Помогай!», «Правило - стоп» (прием для остановок игры, увлекательного занятия), «Один говорит — все молчат: уважай «Золотое слово». Могут быть введены ритуальные действия: музыкальный и словесный эпиграф, особые формы приветствия, традиционное завершение песней, «слушание тишины», игровое оформление различных дел и т.д. И все это —. элементы творчества школьного педагога. Они обогащают жизнь детей и педагогов, делают организованным, четким, результативным и радостным воспитательный процесс.

И в качестве завершения: используя те или иные организационные формы, следует помнить о главном — у детей при участии в них должно быть состояние счастья переживаемого момента .жизни, а не обязательного школьного «мероприятия». Дети все понимают и оценивают. Хочется предостеречь, приведя отрывок из эссе о школе шестнадцатилетнего Артема Космарското:

«Сегодня посетил школьное «праздничное мероприятие»! Трещавшее по швам царство тотального лицемерия; бормотание заученных стишков (это вольное детское творчество), бурные аплодисменты зала (под бдительным оком классруков)... Бедные ребята у микрофона! Перед скучающим, хихикающим, агрессивным залом, просверленные глазами всей школьной верхушки, «бормочут» слово — милое, доброе, идиллическое стихотворение! Умилительная детская наивность в окаменевших формах показушной утехи!»