logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Учреждения дополнительного образования

В группу учреждений дополнительного образования входят разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения, а также общественные организации и различные административные органы, выполняющие определенные воспитательные функции: школьные факультативы и предметные кружки и секции, дома детского и юношеского творчества, специализированные школы и студии (музыкальные, художественные, театральные, спортивно-туристические...), многопрофильные клубы в школах и по месту жительства, творческие объединения детей и молодежи при вузах, музеях, театрах, филармониях;. научные общества школьников; многообразные туристко-краеведческие, экологические, культурологические и другие экспедиции; детские площадки по месту жительства и в культурных центрах, местах отдыха и т.д. Учебно-воспитательные учреждения специального типа: лечебно-профилактические, постоянного содержания для больных детей и детей, имеющих отклонения в развитии, для детей-сирот и полусирот, для детей с девиантным поведением и несовершеннолетних правонарушителей; досуговые непрофильные объединения детей и молодежи.

Общественные организации в микрорайоне школ: общественные советы, попечительские советы, форпосты культуры, детско-юношеские клубы, многопрофильные досуговые объединения и т.д.

Административные органы по охране материнства и детства: органы опеки и попечительства, комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.

В последнее время к группе учреждений дополнительного образования стали относить и летние и каникулярные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровительные, развивающие (для одаренных детей, юных журналистов, музыкантов, филологов, математиков, геологов...), в том числе каникулярные лагеря возникших детских организаций и объединений (коммунарских, скаутских, «зеленых», «друзей животных» и т.д.); лагеря актива, спортивные (разного профиля), для детей-сирот; лагерные сборы по различным профилям и т.д. Воспитательная работа в них имеет свою специфику, воспитательное назначение, цели и задачи, свое содержание и методику (СНОСКА: Заинтересованного читателя мы отсылаем к тематическим журналам «Народное образование», посвященным организации и методике летнего отдыха детей (!999, № 5; 2000, № 4—5; 2001. № 3: рубрика «Педагогика).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учреждения дополнительного образования призваны удовлетворять индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей и взрослых. Их цель — создание условий для развития творческой индивидуальности детей в избранной им и сфере деятельности на основе их интересов, потребностей и потенциальных возможностей, условий для самореализации и самоактуализации.

Основными задачами внеурочной деятельности детей, а следовательно, и системы дополнительного образования являются:

§   выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей детей (подростков) к различным видам деятельности;

§   оказание помощи в выборе учреждения дополнительного образования, кружка, секции, клуба, формы участия в нем;

§   создание условий для развития ребенка (подростка) в избранной сфере внеурочной деятельности — материальных и духовных средств (атмосферы, психологического климата, квалифицированных специалистов...);

§   формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;

§   создание опыта творческой деятельности, развитие творческих способностей;

§   создание необходимых условий и обстоятельств для реализации приобретенных знаний, умений и навыков (обмен опытом, отчетные концерты, опубликование работ, участие в смотрах, конкурсах, научно-практических конференциях, вечерах, творческих отчетах, выставки .и смотры произведений творчества, ярмарки-продажи произведенной продукции, подарки в благотворительных целях и т.д.).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования реализуется в специфических в отличие от школы условиях:

§   добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе (группе, кружке, секции, объединении клубного типа), активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;

§   творческий характер деятельности, ибо в подобные объединения приходят, как правило, люди увлеченные, нацеленные на творчество;

§   высокий уровень профессионализма, ибо отдельные дела, секции, кружки, клубы ведут специально подготовленные люди, мастера дела;

§   многопрофильность: в одном объединении кружки, клубы, секции, различные формы воспитательной работы; это позволяет пришедшему сюда подростку выбрать занятие по душе, найти себя, переходить от одного занятия к другому, общаться с разными людьми;

§   отсутствие довлеющей обязательной оценки, официального (формального) статуса («ученик», «сын», «участник кружка»...);

§   О иное помещение, место, которое человек выбирает сам; порой это широкая природно-социальная среда: парки, леса, усадьбы, реки и море, исторические места, культурные центры, научные или производственные объекты...;

§   опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с интересными людьми, творческими личностями, одухотворенными взрослыми и сверстниками; опыт содружества поколений;

§   опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно происходит самоактуализация личности, ибо созданы условия для проявления и развития всех ее признаков;

§   возможность выхода в любое время, в любой момент (в отличие от невозможности уйти от школьного воспитания), т.е. существен момент ненасилия;

§   учреждения дополнительного образования могут успешно компенсировать недостатки и разрешать противоречия школьной системы воспитания (обязательной, регламентированной, авторитарной): например, нередко трудные дети, изгои школьного коллектива находят себя и успешно занимают позиции лидеров в учреждениях дополнительного образования.

СОТРУДНИЧЕСТВО СО ШКОЛОЙ

Перспективное развитие в настоящее время получает сотрудничество в воспитательной работе школ и учреждений дополнительного образования. Примерный перечень форм такого взаимодействия приводит директор школы № 825 г. Москвы В.А. Караковский (СНОСКА: В кн. Управление воспитательным процессом школы: проблемы и решения. М, 1999. С. 64):

§   привлечение педагогов школ к работе учреждений дополнительного образования (руководителями детских объединений, методистами, консультантами, а также в качестве участников конференций, смотров, конкурсов и т.д.);

§   привлечение педагогов дополнительного образования к воспитательной работе школ (в качестве инструкторов, руководителей различных программ и т.д.);

§   создание совместных детских объединений определенной профильной направленности;

§   организация на базе школ филиалов учреждений дополнительного образования;

Все это обогащает воспитательный процесс, способствует созданию единой воспитывающей среды для нормального развития детей в школе и за ее пределами.

§   подготовка и проведение массовых мероприятий; совместное участие детей и взрослых в праздновании знаменательных дат, событий (День города, Праздник двора (улицы), Неделя памяти, посвященная Дню Победы; фестивали детского творчества; народные гулянья в национальные праздники; спортивные эстафеты, ту-ристско-краеведческие слеты и т.д.);

§   проведение летних походов, экспедиций, создание лагерей труда и отдыха, профильных лагерей;

§   совместная экспериментальная работа по конкретным проблемам воспитания, образования;

§   подготовка методических пособий, составление программ действующих воспитательных систем;

§   проведение совместных семинаров, курсов по подготовке педагогов-воспитателей, повышения педагогического мастерства;

§   совместные общественно полезные дела по улучшению окружающей жизни (города, района, улицы...). В практике такого взаимодействия рождаются особые коллегиальные формы управления процессом воспитания. Особо надо сказать и о взаимодействии классных руководителей (воспитателей) с учреждениями дополнительного образования, расширяющих диапазон положительных влияний в воспитании.

Классный руководитель может осуществлять сотрудничество в таких формах:

§   использование самих учащихся как специалистов (музыкантов, поэтов, техников, историков, театралов, знатоков определенного жанра искусства или отрасли научного знания...) для подготовки различных форм воспитательной работы;

§   посещение с классом, с группой учащихся иди с отдельными учащимися отчетных концертов, вставок, спектаклей, состязаний, праздников, дней открытых дверей, встреч, отдельных занятий, вечеров, дискуссий и т.д. в этих учреждениях и организациях;

§   проведение совместных вечеров, праздников, диспутов, турниров, выездных лагерей труда и отдыха и т.д.;

§   приглашение преподавателей и руководителей кружков, секций, клубов и т.д. в качестве гостей на различные формы воспитательной работы с учащимися класса и школы, на родительские собрания...