logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Предыстория молодежной субкультуры

Выше, раскрывая суть воспитывающей среды как фактора развития и воспитания личности мы говорили о влияниях целенаправленных: соцкультурная среда, семья, ученический коллектив, детско-юношеские организации позитивной направленности Но для педагогов-практиков не секрет, что значительным, а иногда и определяющим фактором развития являются стихийные влияния в микросреде. Они-то порой оказываются для ребенка (особенно подростка, юноши) приоритетными. Подростки и старшеклассники уходят в так называемые неформальные объединения молодежи, исповедуя ценности молодежной субкультуры. При этом нередко дело доходит до скрытого или открытого противостояния. Почему так?

Оппозиция классической культуре существовала издавна. Философ М.М. Бахтин назвал ее «карнавальной культурой». Возникла она в средние века, в период тотального господства официальной религии — христианства. Как уступка языческим культурам возник «Праздник дураков»... Ж.-Ж. Руссо ограждал Эмиля от общества сверстников... А.С. Макаренко вопреки установкам официальной педагогики, охраняющей детей от «муштры и зубрежки», вводит марши, военную подготовку, форму. Молодежь с восторгом приняла. Через несколько десятилетий военные атрибуты, вошедшие как символы и ритуалы пионерской организации, стали отвергаться молодежью... А учителя-новаторы в недрах официальной педагогики со своими инновациями, пошатнувшими ее устои, тоже были отнесены в ранг оппозиции.