logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Личностно-ориентиро ванный подход в обучении и воспитание

Сутью всех систем развивающего обучения в последнее время становится идея личностно-ориентированного обучения (СНОСКА: См. подробнее: Якиманская И.С. Лнчносгно-ориентироеанное обучение. М., 1996: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 208-211), заключающая в себе большой воспитательный потенциал, представляющая собой сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества (школы, учителя), и учения, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов учебно-познавательной деятельности.

Для каждого ученика составляется образовательная программа, носящая индивидуальный характер, так как она основана на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками и приспособлена к возможностям ученика.

Обучение построено на диалоге учителя и ученика. Особенности позиции учителя - стимулирование развития субъектного опыта учения и индивидуальности каждого ребенка, признание его самобытности и самоценности. Позиция ученика выражается в свободном выборе элементов учебно-воспитательного процесса, активности в самопознании, самоопределении, самореализации.

Говоря о воспитательном потенциале процесса обучения, В.А. Караковский отмечает такие основные слагаемые (СНОСКА: Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999. Гл. 3. § 2, 3), касающие содержания образования:

§   формирование у школьников основ мировоззрения — целостной картины мира (естественно-научной, социальной и художественной), нового стиля мышления на основе идей синергетики (науки о самоорганизации процессов, происходящих в мире);

§   формирование экологической грамотности и экологического сознания учащихся на основе учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере;

§   формирование у школьников основ мировоззрения — целостной картины мира (естественно-научной, социальной и художественной), нового стиля мышления на основе идей синергетики (науки о самоорганизации процессов, происходящих в мире);

§   формирование экологической грамотности и экологического сознания учащихся на основе учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере;

§   обращение учащихся к гуманитарным идеям образования через включение в ткань предметного материала философских, аксеологических, историко-научных знаний, биографий ученых.

А. Эйнштейн писал, что «моральные качества выдающейся личности имеют возможно большее значение, чем чисто интеллектуальные-достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем обычно принято считать». Эту мысль блестяще подтверждает история жизни и деятельности самого А. Эйнштейна, наших замечательных современников Б.М. Кедрова, А.Д. Сахарова, Д.С. Лихачева и др. (СНОСКА: Много достойных примеров можно найти в книге: Голованов Я.К. Этюды об ученых. М., 1976)

Очень важным предметом заботы учителя является интеллектуальный фон класса, который задается учителем и «становится, по мнению Сухомлинского В.А., мощным источником общего развития учеников, необходимого для учения. Да и знаний пробавляется! Крупные ученые 80% всей информации получают не из книг и журналов, а по неофициальным каналам — общаясь и переписываясь друг с другом».