logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Семья как негативный фактор воспитания

Однако, семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки, подчас становясь негативным фактором развития ребенка. Наиболее распространенное негативные факторы семейного воспитания таковы:

§   неадекватное воздействие материального благосостояния семьи: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

§   бездуховность родителей; отсутствие стремления к духовному развитию детей;

§   авторитаризм либо либерализм, безнаказанность и всепрощение;

§   безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье, противоправный образ жизни;

§   отсутствие нормального психологического климата в семье;

§   фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный);

§   безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

§   неумение (а иногда и нежелание) понять и принять ребенка (подростка) таким, каков он есть. Некоторые педагогические явления семейного воспитания подчас выступают как квинтэссенция перечисленных выше причин.

Прочитаем вдумчиво стихотворение девятиклассницы из Оренбурга Ольги Мяловой:

Смяли детский рисунок —

раскрашенный ярко листок.

И раздраженно — ах, эти тупые дети!

Объяснили, что нет на земле ярко-синих дорог,

Что таких симпатичных людей не бывает на свете.

Что не может быть выше пятиэтажки цветок.

Звери не улыбаются.

Быть не могут деревья белыми.

Смяли, скомкали, бросили в мусор листок.

Даже не понимая: а что мы плохого сделали.

Не зная, что нет ничего страшней детских слез.

Что самое страшное в этих слезах.

Первая горечь на останках растоптанных грез.

Первая ненависть в чистых, наивных глазах.