logo search
Педагогика / ТВ / 519241_53FFE_malenkova_l_i_uchebnoe_posobie_dlya_vuzov_teoriya_i_metodika

Кризис семьи и проблемы, с ним связанные

Современные реалии детства, социально-экономические и культурологические проблемы семьи тоже нередко приводят к тому, что семья становится проблематичным, а то и негативным фактором развития и воспитания ребенка. Известно, что в современном обиходе стал даже употребим термин «кризис семьи». Проблемы, связанные с ним, в каждой семье свои.

Невооруженным глазом видно, что в нашем перестраивающемся обществе семьи разнятся прежде всего экономически:

О среднестатистические семьи, живущие «нормально»: не бедствующие, имеющие прожиточный минимум материальных благ, но и не имеющие особых излишеств; О довольно значительная группа семей, находящихся за чертой бедности, которые не могут обеспечить детям материального благополучия и комфортного состояния, решения важнейших жизненных проблем и проблем духовного развития (на желаемое образование, внешкольные интересы, посещение музеев, театров, других городов... увы, тоже нужны деньги, и немалые); О семьи богатые, имеющие даже материальные излишества.

Как следствие данного материального расслоения, болезненного перехода к рынку выступают такие проявления в детской среде, как неприязненные взаимоотношения детей (из разных школ, внутри школ и классов), возникновение ссор и драк, враждебных группировок, затаенной зависти, разборок; развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений несовершеннолетних...

Особо здесь следует сказать о категории семей, которые пока практически не описаны в психолого-педагогической литературе — это семьи так называемых «новых русских». Психолог И. Медведева отмечает то, что это люди с большим самомнением, некоторые из них «не только с плохим характером, но и с непереусложненным интеллектом» (разумеется, не все!). Дети страдают от усталости и раздражительности отцов (много работают, находятся под давление рэкета или угроз быть убитым, ограбленным, посаженным в тюрьму), их частого состояния алкогольного опьянения. Что, кроме ужаса, может испытывать ребенок, который не только по телевизору, но и дома постоянно слышит, что знакомого дядю «замочили», знакомого мальчика украли, а на папу вчера опять «наехали»?!

При этом мать, чаще всего неработающая, относится к ребенку как к доверенному лицу: может жаловаться ему на плохого отца, рассказывая, как он издевается над ней и как она хотела бы от него уйти, но не может, так как некуда и жить будет не на что.

А как может психика ребенка вынести то, что за ним постоянно ходит вооруженный телохранитель, что он нередко оказывается в конфликте со сверстниками (неравные материальные возможности, нетрадиционные взгляды на жизнь и жизненные позиции «крутых» мальчиков и: «жеманно изнеженных барышень», подмена некоторых истинных ценностей мнимыми...). Все чаще и чаще дети из таких семей становятся посетителями детских психиатров, ибо в раннем детстве у них развиваются неврозы. Это и новый предмет заботы школьных педагогов.

Нередко такие дети устраиваются в «элитные» учебные заведения, где страдают от «заброшенности» родителями. Или забота о них поручается няням и гувернерам (СНОСКА: О проблемах гувернерского воспитания см.: Морозова Е. Мэри Пол-пинс: плюсы и минусы // Престижное воспитание. 2000, № 2. С. 35—37), которые помимо пользы в воспитании ребенка вносят в семью проблему отчужденности детей и родителей.

Другим существенным фактором, определяющим появление новых проблем семейного воспитания, являются факторы политические: как в отдельных семьях, так и внутри семьи, между различными ее членами (нередко своеобразный «водораздел» проходит между «отцами» и «детьми», усугубляя эти извечные противоречия) есть как приверженцы экономических реформ и новых форм и структур власти, так и ярые противники, защитники старого. Имеют место и нигилизм, и равнодушие, и уход от реальности (в религиозные секты, в одиночество, в различного толка неформальные объединения, в химическую зависимость), и образно названный подростками «по-фигизм». В связи с этим возникают столь характерные педагогические проблемы: непонимания, а то и противостояния «отцов» и «детей», подростковая и юношеская безнадзорность и беспризорность, уход из семьи

С тревогой следует сказать и о том, что нередко (увы!) позитивные политические изменения в обществе при неумелой и неграмотной педагогической инструментовке приводят к печальным педагогическим явлениям: провозглашаемая свобода личности и демократизация общества приводит к вседозволенности, распущенности, противоправным формам реализации их отдельными подростками; отход от тоталитарного режима и авторитарных систем воспитания порождает неуправляемость процесса домашнего, да и, что греха таить, школьного воспитания, ориентацию на псевдоценности молодежи, уход в певдо-культуру, снижение ценности и престижа образования и культуры, резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой...

Кризис современной семьи порожден и проблемами демографическими: сложности семейного воспитания вызваны сегодня нестабильностью быта (известно, что в среднем 50% детей приходят в 1-й класс школы из распавшихся семей), трудностями межрегиональных (из разных стран СНГ), межнациональных, межрелигиозных браков, плачевным состоянием (как материальным, так и духовным) семей беженцев; неразрешенными проблемами бездомных семей и семей, в которых члены семей живут раздельно по разным причинам (часто кто-либо из родителей уезжает на заработки в другие города).

Перечень осложненных проблем современной семьи следовало бы дополнить и проблемами социальными: нелегкими жилищно-коммунальными условиями жизни, ухудшившимся медицинским обслуживанием взрослого населения и детей, появлением неравных возможностей в образовании и пользовании культурными ценностями и т.д. Эти особенности современной семьи и новые, характерные реалии детства порождают целый ряд новых воспитательных проблем семьи. Назовем лишь некоторые из них:

§   проблема «отцов» и «детей» в современной ее интерпретации;

§   проблема молодежной субкультуры, входящей в резкое противоречие с ценностями «взрослой» культуры, а нередко и просто с бескультурьем взрослых, занятых проблемой зарабатывания .денег и физического «выживания»:

§   проблема утраты ценности образования и освоения большой культуры в угоду псевдоценностям материальным (богатства ради богатства, «красивой» жизни и т.д.);

§   проблема утраты ценности национальной культуры (языка, искусства, одежды, домашнего интерьера, нравственных ценностей) в угоду преклонения перед западноевропейской и американской культурой;

§   проблема сложностей семейного воспитания, связанных с неуправляемым вторжением негативного влияния средств массовых коммуникаций (с насилием, порнографией, аморальностью, псевдоценностями рекламы, культом наркомании и алкоголизма и т.п.);

§   свои новые грани имеет сегодня и детская безнадзорность и беспризорность, корни которой уходят в современные проблемы семьи: занятость взрослых проблемой «выживания», предоставление детям свободы (вплоть до бесконтрольности и вседозволенности), проблемы «зарабатывающих» детей (разными способами, вплоть до безнравственных и даже противоправных), забота-«откуп» некоторых родителей; проблема «безнадзорный в толпе»; доступность соблазнов — сигарет, спиртных напитков, наркотиков, ночных увеселительных заведений, азартных игр и т.д.; мнимая «благовоспитанность» детей из внешне благополучных семей;

§   негативные проблемы сексуального воспитания: раннее и гипертрофированное сексуальное развитие, растление несовершеннолетних, рост проступков, и преступлений, связанных с половой распущенностью, появление подростковой и юношеской проституции;

§   особо, по-видимому, с воспитательной точки зрения в семье надо ставить проблему психологического здоровья детей и подростков, ибо слишком коварны и страшны подстерегающие родителей проблемы: подростковая неприкаянность, различного рода комплексы неполноценности, боязнь многих окружающих явлений и ночные страхи, неуверенность в завтрашнем дне, дидактогения, неврозы и стрессы, рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему...

Эти особенности семьи как ведущего фактора развития и воспитания ребенка (подростка) необходимо учитывать в организации учебно-воспитательного процесса школы.