Кризис семьи и проблемы, с ним связанные
Современные реалии детства, социально-экономические и культурологические проблемы семьи тоже нередко приводят к тому, что семья становится проблематичным, а то и негативным фактором развития и воспитания ребенка. Известно, что в современном обиходе стал даже употребим термин «кризис семьи». Проблемы, связанные с ним, в каждой семье свои.
Невооруженным глазом видно, что в нашем перестраивающемся обществе семьи разнятся прежде всего экономически:
О среднестатистические семьи, живущие «нормально»: не бедствующие, имеющие прожиточный минимум материальных благ, но и не имеющие особых излишеств; О довольно значительная группа семей, находящихся за чертой бедности, которые не могут обеспечить детям материального благополучия и комфортного состояния, решения важнейших жизненных проблем и проблем духовного развития (на желаемое образование, внешкольные интересы, посещение музеев, театров, других городов... увы, тоже нужны деньги, и немалые); О семьи богатые, имеющие даже материальные излишества.
Как следствие данного материального расслоения, болезненного перехода к рынку выступают такие проявления в детской среде, как неприязненные взаимоотношения детей (из разных школ, внутри школ и классов), возникновение ссор и драк, враждебных группировок, затаенной зависти, разборок; развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений несовершеннолетних...
Особо здесь следует сказать о категории семей, которые пока практически не описаны в психолого-педагогической литературе — это семьи так называемых «новых русских». Психолог И. Медведева отмечает то, что это люди с большим самомнением, некоторые из них «не только с плохим характером, но и с непереусложненным интеллектом» (разумеется, не все!). Дети страдают от усталости и раздражительности отцов (много работают, находятся под давление рэкета или угроз быть убитым, ограбленным, посаженным в тюрьму), их частого состояния алкогольного опьянения. Что, кроме ужаса, может испытывать ребенок, который не только по телевизору, но и дома постоянно слышит, что знакомого дядю «замочили», знакомого мальчика украли, а на папу вчера опять «наехали»?!
При этом мать, чаще всего неработающая, относится к ребенку как к доверенному лицу: может жаловаться ему на плохого отца, рассказывая, как он издевается над ней и как она хотела бы от него уйти, но не может, так как некуда и жить будет не на что.
А как может психика ребенка вынести то, что за ним постоянно ходит вооруженный телохранитель, что он нередко оказывается в конфликте со сверстниками (неравные материальные возможности, нетрадиционные взгляды на жизнь и жизненные позиции «крутых» мальчиков и: «жеманно изнеженных барышень», подмена некоторых истинных ценностей мнимыми...). Все чаще и чаще дети из таких семей становятся посетителями детских психиатров, ибо в раннем детстве у них развиваются неврозы. Это и новый предмет заботы школьных педагогов.
Нередко такие дети устраиваются в «элитные» учебные заведения, где страдают от «заброшенности» родителями. Или забота о них поручается няням и гувернерам (СНОСКА: О проблемах гувернерского воспитания см.: Морозова Е. Мэри Пол-пинс: плюсы и минусы // Престижное воспитание. 2000, № 2. С. 35—37), которые помимо пользы в воспитании ребенка вносят в семью проблему отчужденности детей и родителей.
Другим существенным фактором, определяющим появление новых проблем семейного воспитания, являются факторы политические: как в отдельных семьях, так и внутри семьи, между различными ее членами (нередко своеобразный «водораздел» проходит между «отцами» и «детьми», усугубляя эти извечные противоречия) есть как приверженцы экономических реформ и новых форм и структур власти, так и ярые противники, защитники старого. Имеют место и нигилизм, и равнодушие, и уход от реальности (в религиозные секты, в одиночество, в различного толка неформальные объединения, в химическую зависимость), и образно названный подростками «по-фигизм». В связи с этим возникают столь характерные педагогические проблемы: непонимания, а то и противостояния «отцов» и «детей», подростковая и юношеская безнадзорность и беспризорность, уход из семьи
С тревогой следует сказать и о том, что нередко (увы!) позитивные политические изменения в обществе при неумелой и неграмотной педагогической инструментовке приводят к печальным педагогическим явлениям: провозглашаемая свобода личности и демократизация общества приводит к вседозволенности, распущенности, противоправным формам реализации их отдельными подростками; отход от тоталитарного режима и авторитарных систем воспитания порождает неуправляемость процесса домашнего, да и, что греха таить, школьного воспитания, ориентацию на псевдоценности молодежи, уход в певдо-культуру, снижение ценности и престижа образования и культуры, резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой...
Кризис современной семьи порожден и проблемами демографическими: сложности семейного воспитания вызваны сегодня нестабильностью быта (известно, что в среднем 50% детей приходят в 1-й класс школы из распавшихся семей), трудностями межрегиональных (из разных стран СНГ), межнациональных, межрелигиозных браков, плачевным состоянием (как материальным, так и духовным) семей беженцев; неразрешенными проблемами бездомных семей и семей, в которых члены семей живут раздельно по разным причинам (часто кто-либо из родителей уезжает на заработки в другие города).
Перечень осложненных проблем современной семьи следовало бы дополнить и проблемами социальными: нелегкими жилищно-коммунальными условиями жизни, ухудшившимся медицинским обслуживанием взрослого населения и детей, появлением неравных возможностей в образовании и пользовании культурными ценностями и т.д. Эти особенности современной семьи и новые, характерные реалии детства порождают целый ряд новых воспитательных проблем семьи. Назовем лишь некоторые из них:
§ проблема «отцов» и «детей» в современной ее интерпретации;
§ проблема молодежной субкультуры, входящей в резкое противоречие с ценностями «взрослой» культуры, а нередко и просто с бескультурьем взрослых, занятых проблемой зарабатывания .денег и физического «выживания»:
§ проблема утраты ценности образования и освоения большой культуры в угоду псевдоценностям материальным (богатства ради богатства, «красивой» жизни и т.д.);
§ проблема утраты ценности национальной культуры (языка, искусства, одежды, домашнего интерьера, нравственных ценностей) в угоду преклонения перед западноевропейской и американской культурой;
§ проблема сложностей семейного воспитания, связанных с неуправляемым вторжением негативного влияния средств массовых коммуникаций (с насилием, порнографией, аморальностью, псевдоценностями рекламы, культом наркомании и алкоголизма и т.п.);
§ свои новые грани имеет сегодня и детская безнадзорность и беспризорность, корни которой уходят в современные проблемы семьи: занятость взрослых проблемой «выживания», предоставление детям свободы (вплоть до бесконтрольности и вседозволенности), проблемы «зарабатывающих» детей (разными способами, вплоть до безнравственных и даже противоправных), забота-«откуп» некоторых родителей; проблема «безнадзорный в толпе»; доступность соблазнов — сигарет, спиртных напитков, наркотиков, ночных увеселительных заведений, азартных игр и т.д.; мнимая «благовоспитанность» детей из внешне благополучных семей;
§ негативные проблемы сексуального воспитания: раннее и гипертрофированное сексуальное развитие, растление несовершеннолетних, рост проступков, и преступлений, связанных с половой распущенностью, появление подростковой и юношеской проституции;
§ особо, по-видимому, с воспитательной точки зрения в семье надо ставить проблему психологического здоровья детей и подростков, ибо слишком коварны и страшны подстерегающие родителей проблемы: подростковая неприкаянность, различного рода комплексы неполноценности, боязнь многих окружающих явлений и ночные страхи, неуверенность в завтрашнем дне, дидактогения, неврозы и стрессы, рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему...
Эти особенности семьи как ведущего фактора развития и воспитания ребенка (подростка) необходимо учитывать в организации учебно-воспитательного процесса школы.
- Оглавление
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- Глава V Основы методики воспитания
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- Введение
- Глава I. Воспитание как педагогическое явление
- 1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи
- Начальные представления о воспитании
- Современная парадигма воспитания; ее прогрессивные идеи
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности
- Понятие воспитания; его основные признаки
- Педагогическая категория «отношение» как суть воспитания
- Что такое «отношение»
- Структура категории «отношение» как стержень воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.3. Ребенок, дети, детство. Школьник в воспитательном процессе
- Ребенок как объект и субъект воспитания
- Характерные особенности детства
- Специфика школьного периода детства
- Кризисы школьного детства
- Индивидуальные и половые различия
- Современные реалии детства
- Самовоспитание школьника и педагогическая позиция воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.4. Школьный педагог как субъект воспитания
- Статус педагога и содержание педагогической деятельности
- Педагог - это интеллигент
- Педагоги и дети: этика отношений
- Слагаемые педагогического мастерства
- Способность к творчеству
- Педагогический консерватизм и новаторство
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 1.5. Педагогическая наука и практика воспитания в современной школе
- Педагогика: наука или искусство?
- Педагогическая практика
- Педагогическая наука
- Грани взаимодействия науки и практики
- Инновации XX столетия
- Гуманистическая теория воспитания
- Прогрессивные идеи педагогов-новаторов
- Школа как экспериментальная площадка
- Повышение профессионально-педагогического мастерства
- Педагогический коллектив и творческий рост молодых педагогов
- Приобщение практиков к науке
- Программа личностного и профессионального педагогического роста
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава II. Теоретические основы воспитания
- 2.1. Движущие силы и логика воспитательного процесса
- Философские основы воспитания
- Противоречивость воспитательного процесса
- Воспитание -процесс целенаправленный
- Воспитание - процесс систематический
- Теория ассимиляции и воспитательный процесс
- Огика воспитательного процесса
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Закономерности и принципы воспитания
- Законы, закономерности, принципы
- Закономерности педагогические
- Принципы воспитания
- Любовь к детям как педагогическая категория
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 2.3. Цель и задачи воспитания; стратегия и тактика его организации
- Цель воспитания
- Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе
- Стратегические задачи воспитания
- Задачи тактические
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуеиая литература
- 2.4. «Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления
- Явление «сопротивление воспитанию»
- Сопутствующие явления
- Дидактогения и механизмы самозащиты
- Причины сопротивления воспитанию
- Критическйе ситуации развития и воспитания
- Последствия сопротивления воспитанию
- Конкретные проявления сопротивления воспитанию
- Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
- 3.1. Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства
- Воспитывающая среда
- Понятия «фактор», «условие» воспитания, «воспитательное пространство
- Воспитывающая ситуация
- Воспитание и процесс социальной адаптации
- Педагогизация среды
- Понятие социокультурной среды воспитания
- Понятия «ниша» и «стихия» в социокультурной среде воспитания
- Современные реалии детства
- Создание воспитывающей социокультурной среды
- Педагогическая культура школы
- Культура дома и семьи
- «Дворовая культура»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.2. Семья как фактор воспитания
- Семья: понятие, функции
- Типы семей
- «Дом» как категория педагогическая
- Специфика семейного воспитания
- Как реализуется воспитательный потенциал семьи
- Об авторитете в воспитании
- Семья как негативный фактор воспитания
- Кризис семьи и проблемы, с ним связанные
- Вопросы для самопроверки и размышления:
- Рекомендуемая литература
- 3.3. Ученический коллектив: методика его создания и развития
- Человек – существо общественное
- Воспитательный коллектив: назначение и сущность
- Характерные особенности коллектива и позиция педагога
- Воспитание толерантности в ученическом коллективе
- Стадии развития коллектива
- Формы взаимодействия ученических и педагогических коллективов
- Негативные явления в коллективе
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.4. Детское движение; современные детско-юношеские организации
- Сообщество сверстников как фактор развития
- Детское движение и детские объединения
- Функции детских объединений
- Вариативность детского движения
- Орган изаци он -ные основы и принципы
- Пионерская организация
- Скаутинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 3.5. Неформальные объединения детей и молодежи; взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания
- Предыстория молодежной субкультуры
- .Как оппозиция культуре взрослых
- ...Как способ ухода от тревожности
- ...Как фактор социализации
- Классификация неформальных объединений
- Едагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями
- Одиночество проблема
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
- 4.1. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике
- Проблема содержания воспитания и попытки ее решения
- В современных условиях: различные концепции
- Программа воспитания как основа отбора его содержания
- Акцент на самовоспитание
- Учет межнациональных отношений
- Специфика содержания воспитания в учебной и внеурочной деятельности учащихся
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.2. Воспитывающая деятельность: назначение, сущность, содержание, основы методики
- Воспитание есть организация деятельности
- Понятие и сущность деятельности
- Воспитывающая деятельность, ее специфика
- Технологически е особенности воспитывающей деятельности
- Виды воспитывающей деятельности, их характеристики
- Роль и назначение игровой деятельности в воспитании
- Общение как основа воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.3. Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания
- Здоровье и жизнь; здоровый ребенок и воспитательный процесс
- Основное направление воспитательной работы
- Три основные идеи здорового образа жизни
- Принципы создания и стимулирования здорового образа жизни в воспитательном процессе
- Индивидуально-личностная программа здорового образа жизни
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения
- Воспитывающий характер обучения
- Роль воспитания в обучении
- Специфика воспитания (по сравнению с обучением)
- Новое в современном образовании
- Личностно-ориентиро ванный подход в обучении и воспитание
- Воспитание через методику обучения
- Воспитание в различных формах обучения
- Воспитательный потенциал личности учителя
- Роль оценочной функции учителя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.5. Воспитывающий характер системы дополнительного образования
- Свободное время детей и их развитие
- Учреждения дополнительного образования
- Объединения клубного типа
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 4.6. Воспитательная работа классного руководителя
- Классный руководитель как субъект воспитания
- Какой он, классный руководитель
- Цель и назначение классного руководителя
- Цель и стратегические задачи
- Функции классного руководителя
- Содержание деятельности
- Методика и техника
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава V Основы методики воспитания
- 5.1. Педагогическая поддержка — основа воспитательной позиции школьного педагога
- Воспитание и воспитательная работа
- Психолого-педагогическая поддержка как основа воспитания
- Педагогическая поддержка
- Позиция воспитанника
- Педагогический такт как условие педагогической поддержки
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.2. Методы воспитания
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Условия эффективности
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.3. Воспитательные средства
- Средства воспитания
- Выбор воспитательных средств
- Пять «точек опоры»
- Медиаобразование как средство воспитания
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания
- Воспитательное воздействие и методический прием
- Воспитательные отношения, их типология
- Приемы воспитательного воздействия
- Психотерапия в методике воспитательного воздействия
- Педагогическая техника в деятельности воспитателя
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 5.5. Современные технологии воспитания
- Методика и технология воспитания
- Понятие педагогической технологии
- Специфика технологий воспитания
- Система выборов как основание воспитательной технологии
- Три уровня воспитательных технологий
- Основные идеи
- Примеры современных воспитательных технологий
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
- 6.1. Школа как воспитательная система
- О пользе воспитательной системы
- Что значит «воспитательная система школы»
- Теоретическая основа построения воспитательной системы школы
- Iiiкола как развивающаяся и саморазвивающаяся система
- Примеры воспитательных систем
- Некоторые идеи по созданию воспитательных систем
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса
- Современные проблемы изучения детей
- «Пакет школьных методик»
- Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального
- Проблемы школьной научно-методической работы
- Гностическая деятельность воспитателя и педагогический мониторинг
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.3. Методика и техника планирования воспитательной работы
- Проектировочная деятельность воспитателя как потребность
- Принципы планирования воспитательной работы
- Зачем нужен план
- Ошибки при планировании
- Как создается план воспитательной работы
- Виды планов воспитательной работы
- План классного руководителя как воспитателя
- Возможные варианты планирования
- Перспективно-календарный план-сетка
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация
- Совместно-разделенная деятельность как основа ктд
- Коллективность
- Игровая инструментовка
- Творческий характер
- Этапы и приемы организации ктд
- Примеры ктд
- Личностная ориентированность – основа ктд
- Инструментовка воспитательного процесса как самодеятельности воспитанников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.5. Создание и развитие ученического самоуправления
- Соуправление и самоуправление в воспта-тельной системе школы
- Принципы школьного само- (со-) управления
- Различные системы ученического само-(со-) управления
- Педагогические основы самоуправления
- Методика создания системы ученического самоуправления
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности в воспитательном процессе
- Суть проблемы «индивидуальность личности и коллективное воспитание»
- Задача корректировки индивидуального развития
- Возможная типология индивидуальностей
- Методика и техника индивидуального подхода в воспитании
- Стимулирование самовоспитания как основа воспитательного процесса
- Вооружение методикой самовоспитания
- Организационные формы, способствующие включению воспитанников в процесс самовоспитания
- Факультативный курс «человековедение» для старшеклассников
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.7. Организационные формы воспитания
- «Клеточка» воспитательного процесса
- Многообразные формы воспитательного процесса
- Классный час как «час классного руководителя»
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Картотека организационных форм воспитания
- Примеры творческих форм организации воспитания
- Система организационных форм воспитания
- Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- 6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
- Зачем школе работа с родителями
- Назначение работы школы с родителями учащихся
- Что значит «воспитание родителей»
- Пять функций работы школы с родителями
- Совместная деятельность
- Корректировка воспитания в семье
- Работа с родительским активом
- Организационные формы работы с родителями
- Стиль и тон отношений воспитателей с родителями
- Если есть конфликт «родители и школа»
- Вопросы для самопроверки и размышления
- Рекомендуемая литература
- Вместо заключения
- Методические материалы для самостоятельной работы
- 1. Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «теория и методика воспитания»
- 2. Возможные темы курсовых и дипломных работ
- 3. Специальные словари и энциклопедии
- 4. Литература для организации тренингов и практикумов
- 5. Основная литература по теории и методике воспитания