logo
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

III. Работа с родителями младших школьников.

Успешность работы воспитателя во многом определяется умением правильно организовать работу с родителями. Становление ребенка как субъекта воспитания происходит, прежде всего, в семье. Именно там закладываются основы для формирования его личностных качеств. Школа в лице учителя, воспитателя призвана их совершенствовать, развивать, создавая для этого специально организованное пространство. Использование плодов семейного воспитания во многом определяет, насколько это пространство может быть комфортным для ребенка. Ребенок чувствует себя уверенно в условиях, максимально учитывающих его индивидуальные особенности. Гуманизация воспитательной среды повышает возможности их использования в воспитательной работе учителя с родителями школьника. Семья как социальный институт занимает свою, надо сказать очень ответственную нишу в воспитательном поле. Каждая семья является частицей общества, таким микрокосмосом с большой и разветвленной системой связей. В семье начинает формироваться личность ребенка, и именно семейное воспитание оказывает наиболее сильное влияние на него. Семья c одной стороны, является самостоятельной, и в некоторых случаях достаточно закрытой общественной еди­ницей, а с другой стороны, включенная в качестве компонента в социальную воспитательную систему, она тесно связана с педагогическими общественными институтами.

Социальность семьи выражается в занимаемом ею статусе в обществе, экономическими условия ее жизнедеятельности. Большую роль играет работа родителей. Их профессиональная направленность формирует отношение ребенка к разным видам труда в обществе. Занятость родителей на работе приводит часто к отторжению ребенка от «мира семьи», передачу его бабушкам, дедушкам, тетушкам. Или, если семью характеризует достаток, то воспитанием ребенка могут заниматься чужие по сути люди – воспитатели, гувернеры, бонны, тренеры. Эта тенденция, сложившаяся в некоторых семьях с повышенным достатком тревожит педагогов. У детей из подобных семей формируется дефицит родительского внимания, что не может не сказываться на их личностном становлении. Именно семье, как наиболее близкому к ребенку социальному институту, принадлежит право его первичного ознакомления с социумом, требованиями к каждому члену общества и правами, которыми он наделен. На быт семьи, взаимоотношения ее членов влияет и потенциальная возможность семьи расширения своего культурного уровня. Для ребенка не важно, какая именно профессия у его родителей. Гораздо важнее, как они относятся к ней и результатам своего труда. Большое значение для семейного воспитания имеет организация досуга в семье. Приобщение к культуре той страны, в которой живет семья, к культурным мировым ценностям, все это влияет на становление личности ребенка. Формирование его этического мира происходит в семье, и степень овладения этическими нормами характеризует ребенка как носителя культурных семейных традиций.

Очевидно, что семейное воспитание имеет свою специфику и значительно отличается от школьного. Дело в том, что воспитание в семье основано на чувственных взаимоотношениях ее членов. Именно чувство определяет тип, стиль, тон взаимоотношений членов се­мьи. Чувственный мир семьи является неким гарантом для ребен­ка. Он защищает его от внешних неблагоприятных воздействий и дает чувство уверенности в своей нужности в этом мире. Ребенок в семье включается в разнообразные виды деятельности, в ходе которой родители влияют на формирование ценностных ориен­таций и идеалов своих детей. Причем, это процесс длительный, длящийся всю жизнь, и результаты родительского влияния видны далеко не сразу. Повседневные педагогические усилия семьи проявляются в массе связей и взаимообусловленностей. Именно в стенах семьи создается модель общественной жизни ребенка

Семья должна заботиться о формировании его интересного духовного мира своих детей. Ее жизнь складывается из знаковых для ребенка «мелочей» - прощание на ночь, утреннее приветствие, совместное решение семейных проблем, традиции семьи. Все это формирует целостный образ семьи в сознании ребенка. Воспитательная деятельность семьи естественна. Как правило, ее члены не создают воспитательных программ, направленных на специальное развитие каких-либо качеств ребенка. Но в тоже время именно воспитательная деятельность является одной из важнейших функций семьи. Это главный вектор соединения усилий ее и школы по отношению к ребенку. Поэтому учителю, воспитателю особенно важно учитывать условия воспитания ребенка в семье, ее характеристику, место, которое занимает ребенок в системе внутрисемейных отношений. Для этого он должен владеть системой знаний, характеризующих семейное воспитание, и умением реализовывать эти знания в построении взаимоотношений с семьями своих воспитанников. Есть необходимый знаниевый минимум, без которого трудно правильно и органично выстроить взаимоотношения с родителями. К нему можно отнести:

1. Знания о характеристике взаимоотношений в семье. Они могут быть представлены типами семейного воспитания, видами родительского авторитета, качеством взаимоотношений, определяющих преемственность поколений в семье.

2. Знания о месте ребенка в системе взаимоотношений. Это та позиции родителей по отношению к ребенку, которая определяет его место в системе внутрисемейных отношений.

Особенности взаимоотношений в семье обусловлены в большой ме­ре типами семейного воспитания. В психолого-педагогической литературе представлена широкая классификация типов семей. Следует признать, что основания для классификации представлены разные, но их знание и понимание помогут воспитателю ориентироваться в различных подходах, выбирая именно те, которые характеризуют условиях семейного воспитания воспитанников его класса.

Так, Харламов И.Ф. и Кобзарь Б.С. выделяют основанием для своей классификации количественный состав семей: многодет­ные, малодетные, неполные. Ковальчук Л.И. - по особенностям быта и воспитания: благополучные; внешне благополучные; явно неблагополучные. Э. Арушунянц - традиционную, детоцентрическую, демократическую. Ю.Хямяляйнен предложила взять в основу классификации семей стадии их развития. Ею выделено 8 типов: стадия формирования семьи; семья, ждущая ребенка и семья с младенцем; семья с ребенком дошкольного возраста; семья школьника; семья с ребенком старшего школьного возраста; семья с взрослым ребенком, выходящим в мир; семья среднего возраста «пустое гнездо»; постаревшая семья. К.Е.Игошев и Г.М.Миньковский предлагают за основу классификации типов семей брать ее структуру. Они предложили выделять типы по: уровню авторитета родителей и детей; по отсутствию или наличию экстремальной ситуации жизни и воспитания детей в семье, характеру и интенсивности действия негативных влияний; по характеру воспитательной позиции и объективным возможностям воспитательного воздействия (педагогически сильные, средник, слабые семьи). Ряд авторов определяет типы семей по стилю взаимоотношений между родителями и детьми (Р.В.Овчарова, Т.П. Гаврилова, Е.Т.Соколова). Так, Р.В.Овчарова выделяет три составляющие стилей взаимодействия родителей и детей в семье: когнитивная составляющая, основанная на родительских установках и ожиданиях в отношении образа ребенка; эмоциональная составляющая, определяющая чувства и эмоции родителей по отношению к детям; поведенческая составляющая, выраженная в умениях и навыках родителей в воспитании детей. Т.П.Гаврилова основанием для выделения стилей взаимоотношений считает отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями и способ предъявления требований. Выделено три стиля. Первый – сочетание авторитарности с холодностью родителей. Второй – родители относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый их шаг. Третий - родители равнодушны к детям. Интересен и необычен подход Е.Т.Соколовой, которая стили семейного воспитания основывает на взаимоотношениях только матери и ребенка. Спорность этого подхода очевидна, поскольку для личностного совершенствования ребенка в условиях семейного воспитания необходима гармония в семье, т.е. наличие всех ее членов и высокий уровень взаимоотношений. Но воспитателю, использующему знания о стилях семейного воспитания в своей деятельности, есть, на наш взгляд, что использовать из этой классификации.

  1. Сотрудничество. Мать побуждает ребенка к действиям. Здесь превалируют взаимная уступчивость, гибкость, понимание.

  2. Изоляция. Совместные решения в семье не принимаются. Происходит отторжение ребенка из мира семьи, вследствие чего он не хочет делиться своими мыслями, планами, переживаниями с родителями.

  3. Соперничество. Родители пытаются самоутверждаться за счет ребенка. Этим взаимоотношениям характерны постоянные противостояния и критика.

  4. Псевдосотрудничество. Родители и дети ведут себя эгоистично. Мотивация совместных решений происходит на основе отсутствия искреннего отношения друг к другу.

До сих пор интересен и актуален подход, разработанный еще в начале ХХ века П.Ф.Лесгафтом. Он тоже выделяет типологию семей не по ее особенностям, а по особенностям проявления характера ребенка. Основные типы детей у него выглядят следующим образом:

Таким образом, мы видим, что выделение типологии семей в психолого-педагогических исследованиях проводится по разным основаниям. Это и структура семьи, и стадии ее развития и стили взаимоотношений ее членов. И, несмотря на разные подходы, в представленных классификациях можно выделить главное – это обширные характеристики взаимоотношений в семье, влияющих на личностное становление ребенка. Их знание воспитателем во многом определит выбор им своей педагогической стратегии в отношении каждой конкретной семьи.

Исследуя взаимоотношения в семье нельзя отмахнуться от такой важной их характеристики, как авторитет родителей и близких родственников, и его влияние на ребенка.

Родители своим поведением, отношениями к событиям, реакции на них воспитывают ребенка. «Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь…все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями», писал А.С.Макаренко, активно возражающий против вербального семейного воспитания. (19, Т.4. С.198). Корни родительского авторитета в самих родителях. Чем более разнообразная, насыщенная, честная, сознательная и нравственная жизнь родителей, тем больше возможностей влияния на ребенка. Таким образом, по отношению к детям родители «...должны быть на какой-то высоте, на высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления» (Там же, С.199). А.С.Макаренко обосновал систему ложных родительских авторитетов, влияющих на успешность воспитания ребенка в семье и во многом определяющих его социальный портрет.

Система ложных родительских авторитетов включает следующие виды:

Авторитет подавления. Это самый страшный авторитет, хотя и не самый вредный, говорил о нем А.С.Макаренко. Суть данного авторитета заключается в том, что в семье царствует отец, и его террор держит в страхе всю семью. Такой отец часто и по пустякам раздражается, сразу хватается за палку или ремень. Авторитет подавления учит детей маневрировать, вызывает «детскую ложь и человеческую трусость». Подобные отцы встречались не только в тридцатые годы, когда учительствовал А.С.Макаренко. Силовое решение семейных проблем нередко встречается и в нашем обществе, наполняя его или «слякотными», никчемными людьми, или тиранами, готовыми мучить в отместку за свое нерадостное детство.

Авторитет расстояния. Есть такие родители, которые убеждены в том, чтобы дети их слушались, надо меньше с ними разговаривать, подальше держаться и выступать «как начальство». Особенно такой вид ложного авторитета, по мнению А.С.Макаренко свойственен некоторым интеллигентским семьям. Здесь отцы неприступны. У них отдельный кабинет, в который никому не дозволено входить. Он и обедает отдельно и развлекается отдельно. Детьми, как правило, занимается бабушка или домработница. Не правда ли звучит актуально! С той лишь разницей, что авторитет расстояния присущ в основном в нашем обществе семьям новой «элиты». Ребенок в подобных семьях растет в материальном достатке, чего не скажешь о достаточных эмоциональных взаимоотношениях с родителями. Как правило, он окружен целым сонмом чужих людей, выполняющих педагогические функции. Такому ребенку одиноко и он ищет доступные способы удовлетворения своих потребностей в общении с близкими людьми. Но суррогатные отношения не восполняют той пустоты, которая рождается в его сердце, Результатом такого авторитета может стать и алкоголизм и наркомания повзрослевшего сына или дочери.

Авторитет чванства. Это особый авторитет расстояния, но более вредный, поскольку такие родители пытаются возвыситься над обществом в целом и над своей семьей в частности. В семье постоянно обсуждаются заслуги такого родителя, его достоинства. К остальным людям родители относятся с высокомерием. Это рождает и в ребенке элементы высокомерного отношения к сверстникам. Или, наоборот, ребенок вырастает с твердым убеждение, что его отец (или мать) возвышаются над всеми людьми, причем этому возвышению способствуют не столько их личные заслуги, сколько та поза, в которой ребенок привык видеть своих родителей.

Авторитет педантизма. Это своеобразная бюрократическая родительская педагогика. Родители обращают внимания на своих детей гораздо больше, чем в предыдущих случаях, но делают это с большой долей бюрократизма. Они уверены, что каждое сказанное ими слово должно восприниматься с детьми как высшая истина. Свои распоряжения он стараются отдать холодным тоном, и они тут же превращаются в непреложные законы. Такой родитель в каждом движении ребенка видит нарушения. Он пристально следит за поведением, словом своего чада и постоянно готов к его притеснению. Если родителю что-то не нравится – кинокартина, друзья ребенка и пр., то это явление или действие или человек объявляется несостоятельным, а подчас и вредным и ребенку запрещается общаться, или смотреть кинокартину, читать книгу и т.п.

Авторитет резонерства. Это самый «нудный» вид ложного авторитета. Родители буквально «заедают» ребенка своими нотациями, брюзжанием, поучениями, назиданиями. Им кажется, что именно в поучениях и назиданиях основная педагогическая мудрость. Именно постоянные нотации могут принести хорошие воспитательные плоды. Это, как правило, угрюмые семьи, в них мало радости, улыбок, хорошего настроения. Родители, стремясь к совершенству, к непогрешимости, стараются быть добродетельными в глазах своих детей.

Авторитет любви. Самый распространенный вид ложного родительского авторитета. В основе этого вида авторитета лежит убеждение родителей в том, что послушными дети могут быть лишь тогда, когда они любят своих родителей. Кажется, в чем же здесь «ложность»? Любовь детей к родителям – естественное чувство, на котором базируются ценности семьи. Но здесь происходит перенасыщение любовью. Родители на каждом шагу демонстрируют свои чувства. Это выражается и в постоянном сюсюканье, признаниях в любви. Ребенку некогда передохнуть. Если он не слушает родителей, те немедленно начинают сомневаться в любви ребенка к ним. Они ревниво следят за выражением лица ребенка, постоянно требуют ответных ласк и признаний. Это очень опасный вид ложного родительского авторитета, поскольку он учит детей лавировать, выбирая выгодное для себя «сотрудничество» с родителями. Дети видят, что от домочадцев можно добиться всего, если постоянно признаваться им в любви, демонстрировать свои нежные чувства. Это влияет на формирование ребенка в семье, который с малых лет понимает, что если подыгрывать людям, то можно получить максимум выгоды для себя.

Авторитет доброты. По мнению А.С.Макаренко, это самый неумный вид родительского авторитета, поскольку детское послушание здесь тоже организуется через любовь, но выражается она в мягкости, уступчивости и доброте родителей. Они все разрешают ребенку, им ничего для него не жалко. В таких семьях очень боятся конфликтов, и, предупреждая их, родители жертвуют ценными, радостными и искренними взаимоотношениями со своими детьми. Семейный мир имеет высокую цену, выраженную в воспитании ребенка эгоистом, считающим, что весь мир существует для него. Педагогический вред этого вида заключается в том, что ребенок, усваивая подобный тип родительского поведения, приобретает отрицательный опыт и впоследствии он непременно скажется на взаимоотношениях родителей и детей.

Авторитет дружбы. По мнению А.С.Макаренко такой вид авторитета присущ, в основном интеллигентным семьям. Дружба в подобных семьях достигает крайнего предела, поскольку родители не умеют правильно построить взаимоотношения с детьми, забывая, что они являются воспитателями, а дети – воспитанниками. В таких семьях нередки панибратские отношения, где дети называют родителей небрежно Петьками и Машками, потешаются над ними, грубо их обрывают, поучают на каждом шагу. Здесь царит педагогика «бессилия», которая приносит отрицательные плоды, поскольку дружба предполагает, прежде всего, наличие уважения друг к другу.

Авторитет подкупа. Это самый безнравственный вид родительского ложного авторитета, поскольку безоговорочное послушание покупается подарками и обещаниями. Действует прямой договор между родителями и детьми. Если будешь хорошо учиться, куплю то-то. Если будешь слушаться бабушку, сделаю то-то. Весьма распространенный вид авторитета в современный семьях с повышенным достатком. Родители чрезмерно занятые собой и своим проблемами, просто откупаются от ребенка. В качестве подкупа может выступать зарубежная поездка, деньги, дорогие безделушки и игрушки. Взрослея, ребенок повышает «ставки». Теперь уже родители откупаются с помощью дорогих мобильных телефонов, музыкальных центров, машин. Нетрудно догадаться, сто подобная педагогика приучает ребенка использовать родительский кошелек, формируя бездушного потребителя.

Характеристики ложных авторитетов, предложенные А.С.Макаренко по-прежнему актуальны в воспитательном поле. Не правда ли, такие типы авторитетов мы встречаем на каждом шагу? Поэтому, безусловно, владение воспитателем умением определить вид ложного авторитета, бытующий в семьях школьников, поможет нейтрализовать по возможности его влияние на школьника и более органично построить работу с его родителями.

От типа семейного воспитания и превалирующего в данной семье вида родительского авторитета во многом зависит такой важный аспект семейного воспитания, как качество взаимоотношений, определяющих преемственность поколений в семье. «Возврат» родительских вложений обеспечивается многими факторами, один из которых, на наш взгляд, особо важен. Это – преемственность поколений. Если в семье царит дух взаимоуважения, если родители ребенка почитают своих родителей и формируют у него уважение к дедушкам и бабушкам, то более надежного «вложения» чувств трудно себе представить. Ну, а если ребенок растет в атмосфере неуважения к старшему поколению, то пусть родители себя не утешают тем, что уж к ним-то их кровиночка будет относиться иначе. Они, дескать, заслужили хорошее отношение. Здесь работает «Закон обратной отдачи». Что вложил, то и получил!

Являясь, по сути «разновозрастной груп­пой», семья имеет возможность влиять на ребенка с точки зрения раз­личных поколений. Что, несомненно, с одной стороны, благо­творно воздействует на формирование качеств личности (при наличии гармоничных отношений между членами семьи), а с другой стороны, при отсутствии таковых, ставит ребенка в состояние дискомфорта.

Коллективом Павлышской школы, где В.А.Сухомлинский был директором, было выработано 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим – «Десять Нельзя».(28, Т 3.С.546-548)

праздности, всевозможным увеселениям, когда — ты прекрасно зна­ешь об этом — старшие не могут позволить себе отдыха;

Осуществление «Десяти Нельзя» требует большой заботы о гармо­нии всего воспитательного процесса. Уважать можно того, кто заслу­живает уважения; путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь. Именно воспитателю, работающему с младшим школьным возрастом под силу поддержать связи преемственности в той семье, где они есть или заложить в ребенке фундамент этих правил, направленный на то, чтобы стать нравственным субъектом как по отношению к родителям в пределах своей семьи, так и к окружающим его людя

Итак, воспитателю, владеющему знаниями о типах семьи, видах родительских авторитетов, и взаимоотношениях, определяющих преемственность поколений в семье, необходимы еще знания о месте ребенка в системе внутрисемейных взаимоотношениях. Правильное использование соотношения этих понятий дает возможность воспитателю углублять свое влияние на позиции родителей в отношении детей, и тем самым гуманизировать условия личностного совершенствования каждого своего воспитанника.

Позиции родителей по отношению к ребенку, определяющие его место в системе отношений, значительно влияют на результаты семейного воспитания.

Не подвергая сомнению характеристику типов семей, взаимоотношений между ее членами и позиций ребенка в семье,описанных разными авторами, мы все же хотели бы предложить четыре самых типичных для современных семей, на наш взгляд, позиций родителей по отношению к своим детям, знание которых во многом облегчит работу учителя начальных классов. Это: «Ребенок – сберкнижка», «Ребенок – собственность», «Ребенок – обуза» и «Ребенок – маленький друг».

Позиция «Ребенок – сберкнижка» весьма распространенная форма любви и отношения родителей к своим детям. В ее основе жесточайший родительский эгоизм. Он выражается в том, что родители рожают и воспитывают ребенка для себя в будущем. Причем трагедия этого типа заключается в том, что родители, рассчитывая на высокие «проценты» отдачи любви, уважения, долга в будущем, зачастую пренебрегают настоящим. В итоге вместо радости открытия ребенка в каждой совместно прожитой минуте – мучительное ожидание отдачи. Такие родителя крайне придирчиво присматриваются к ребенку, все ли у него так, как они заложили, взлелеяли, ожидали. Виды деятельности для ребенка выбираются исключительно из видения родителей результатов этой деятельности, без учета интересов, склонностей и способностей ребенка. Нередки в такой семье патетические восклицания типа «Я тебе всю жизнь отдала, а ты…!»; «Ты только нам, свой семье всем обязан за свою жизнь и удачи!» и т.п. Ребенок растет с мыслью, что семья – это некий тотем, достойный поклонения, а не теплый очаг, начало начал. В подобной семье дочь или сын вырастает с осознанием того, что только благодаря семье, они достигли успехов в жизни. В этом случае теряется личностная, индивидуальная успешность в достижении жизненно важных задач.

Позиция «Ребенок-собственность» - один из самых опасных видов отношения к ребенку со стороны родителей. Такие родители уподобляются герою повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», сказавшему своему сыну Андрею: «Я тебя породил, я тебя и убью». В этом случае, ребенок рассматривается как собственность того или иного родителя, принадлежащего ему по праву. Причем следует отметить две крайние тенденции, характеризующие этот тип отношения к ребенку, Если он живет в любящей семье и является ее кумиром, то все проблемы решаются родственниками. Основной девиз такой семьи – «У ребенка не должно быть никаких проблем». Безоговорочное рабство покупается за счет благ в виде хороших игрушек, красивой одежды, вкусной еды. Если же этот тип отношений реализуется в семье, пренебрегающей нравственными ценностями или в семье с пьющими родителями, то для ребенка наступает сущий ад. Он становится либо забитым, со страхом, взирающим на каждого взрослого, либо убегает из дома и скитается где придется. Плоды такой позиции мы можем наблюдать в нашем обществе повсеместно. Как правило, дети, выросшие в такой семье сами становятся тиранами или готовы подчиняться всю свою оставшуюся жизнь. У них слабо выраженная социальная позиция. Успешность деятельности, как правило, связан с личностью более сильной, направляющей все действия «ребенка-собственности».

Позиция «Ребенок – обуза» - самый обидный для ребенка тип отношений. Как правило, это нежданный, незапланированный или просто нелюбимый, в силу различных причин, ребенок. Он чувствует себя ненужным, лишним в такой семье. Родители постоянно подчеркивают, как много ценного времени и сил он отнимает, как никчемны его проблемы, да и сам не более чем надоедливое существо. Родители, по возможности пытаясь избавиться от родительской ответственности, перекладывают свои обязанности на бабушек, тетушек, если таковые имеются, или на социальные органы. Для ребенка из подобной семьи жизненный путь обозначен четко: школа-продленка-деревня (дача) – оздоровительный лагерь. Именно такой тип часто толкает ребенка к суициду или на улицу или в референтную группу с отрицательной направленностью. Там ребенок ищет понимания, соучастия, принятия своей детской жизни и ее ценностей. Парадоксален тот факт, что подобное отношение к детям бывает не только в семьях

И, наконец, позиция «Ребенок – маленький друг». Самая благодатная позиция для реализации индивидуального подхода к ребенку в деятельности родителей. Это самый верный и гуманистический тип отношений. В его основе лежит взаимодействие равноправных партнеров. Только один более старший, а значит и более мудрый, а другой младше и менее опытен в разрешении жизненных коллизий. Родители, принимая позицию ребенка, стараются заложить в нем основы взаимной любви и уважения, принятия семейных ценностей. В таких семьях царит атмосфера дружбы и любви. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал, что нет специальной науки любви – есть наука человечности. Воспитанный на принципах такой науки ребенок становится субъектом своей собственной деятельности и поведения, что помогает ему занять адекватную нишу в социуме. Взрослее он понимает, что истинная сущность любви состоит в умении отказаться от себя ради другого человека и именно в этом забвении обрести себя. Это формирует свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства, умеющую принимать необходимые решения и свободно выбирать формы и содержание своей деятельности.

Выделенные позиции ребенка в семье дают возможность воспитателю по-разному строить свою работу с родителями, учитывая нюансы развития каждого своего воспитанника. Правильно выбранная позиция ребенка во многом определяет его будущее.

Система знаний о семьях своих воспитанников, которыми владеет воспитатель, во многом определяет характер его воспитательных взаимодействий с родителями. Это трудный и неоднозначный процесс. По сложившейся за долгие годы традиции родители считали одного учителя ответственным за обучение и воспитание своего ребенка. Такой перекос в сторону школы значительно затруднял взаимодействие семьи и учителя, поскольку личностное становление возможно только при гармоничных взаимоотношениях всех субъектов воспитания: учителя, детей и родителей.

Не вызывает сомнения тот факт, что в последние годы семьей утеряны многие ценности семейной педагогики, и она не всегда готова взять на себя всю ответственность за воспитание детей. С одной стороны, это объясняется социальными катаклизмами и экономическими трудностями, с другой, безусловно, достаточ­но низким уровнем психолого-педагогической подготовки ро­дителей.

В настоящее время общество ставит перед школой новые за­дачи по вовлечению родителей в учебно-воспитательный про­цесс. Школа и семья должны рассматриваться как равнозначные партнеры, в основе действий которых лежат взаимное уважение и доверие. Сотрудничество сторон становится необходимым для комфорта ребенка в школе. А изменение в установках влечет за собой поиск новых форм взаимодействия семьи и школы.

Развертывание благоприятных условий для развития личностных качеств ребенка требует от семьи и школы создания партнерских отношений, позитивно влияющих на выработку общей стратегии взаимодействия. Естественно, такое партнерство будет неравноценным, с приоритетом в сторону школы. Главенствующая роль школы как раз и заключается в умелой, профессиональной организации взаимодействия и взаимовлияния семейного и школьного воспитания. Эффективность партнерских отношений во многом определяется правильно выбранной стратегией, обусловленной общими руководящими положениями – принципами.

Мы бы хотели предложить систему принципов взаимодействия семьи и школы, разработанную Н.Е.Щурковой (33, С.293-314) имеющую, на наш взгляд, большой воспитательный потенциал, влияющий на повышение успешности результатов воспитательной работы учителя начальных классов:

Принцип соглашения. Это договоренность двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности школьников. Этико-психологическим обоснованием принципа соглашения является «забота о максимальном развитии ребенка». В этом соглашении родители обязуются содействовать физическому и духовному развитию ребенка, а школа осуществляет педагогическое руководство. Главным в осуществлении этого принципа выступает метод договора. Наиболее полно реализуется этот принцип в начале работы школы, когда она еще не завоевала авторитет в социальном окружении. Со временем, работая с родителями, школа формирует у них представление о своих функциях, что, безусловно, создает некий образ школы в сознании жителей микрорайона.

Принцип сопряжения. Школьное восприятие конкретного ребенка отличается от восприятия его же семьей. Он может быть отличником, активистом в школе, и избалованным, эгоистичным и жестоким по отношению к своей семье. Сопряжение – это взаимосвязь двух разных сфер жизни ребенка – школы и семьи. Их объединяет совместное содействие достижениям ребенка. В реализации этого принципа важно умело координировать стороны жизни ребенка, способствуя его душевному равновесию, а не создавать ему условий для стрессов. В отличие от принципа соглашения, который в основе своей характеризуется как информативный, сопряжение углубляет взаимодействие родителей и учителей, буквально заставляя партнеров соотносить свои действия друг с другом. Следует отметить, что школе как партнеру трудно напрямую вмешиваться в жизнь семьи. Семья все же достаточно закрытый институт. Остается возможность влиять опосредованно, через субъекта семейного воспитания – самого ребенка. Общий итого сопряжения – создание единого воспитательного пространства, где результативно проходит гармонизация помощи ребенку в разрешении его индивидуальных трудностей.

Принцип сопереживания. Это совместное переживание партнеров, выраженное во взаимном уважении и взаимной расположенности их друг к другу. В основе этого принципа лежит умение воспитателя вставать на позицию другого человека и «проживать» его жизнь. Сопереживание инициируется учителем. Он же и учит родителей волноваться за жизнь своих детей, сопрягая их личное счастье со счастьем их друзей, общества, в котором они живут и мира в целом. Главным методом воплощения принципа сопереживания становится отклик на событие выраженный публично. Результатом сопереживания может стать благополучный социально-психологический климат семьи и школы. То есть результатом мы можем считать создание максимально благоприятных условий для развития ребенка.

Принцип сопричастности. Это проявление взаимного заинтересованного отношения ко всей жизни ребенка во время его пребывания в семье и школе. Сопричастность – это умение, а главное желание взять на себя проблемы ребенка. Умение встать с ним на один уровень. Ключевым моментом в реализации этого принципа является помощь ребенку в разных условиях его жизнедеятельности. Причем, она может быть выражена как сочувствием, так и реальными действиями. Чтобы помощь была по-настоящему действенной, родителям и педагогам необходимо делиться друг с другом необходимой информацией о характере личностного развития ребенка, о его маленьких тайнах, сомнениях, интересах и желаниях.

Принцип содеянности. Это реальная деятельность партнеров – семьи и школы по улучшению условий жизнедеятельности ребенка. Основным, ключевым моментом в реализации данного принципа – является умение организовать совместную деятельность. В основе этой организации лежат интересы школьников. Для ребенка мир семьи и школы существует автономно, и если он видит единство этих миров, партнеры в его сознании становятся равными, то происходит активное формирование его общественного сознания. В подготовке и проведении общего дела важны некоторые педагогические условия. Такие, как добровольность участников, их активность, заинтересованность в проведении дела, любого – от веселых до серьезных, имеющих общественный резонанс. Мотивацией родителей, участвующих в организации и проведении общего дела должна быть забота обо всех детях, принимающих участие в деле, а не только о собственном ребенке.

Иной подход к выделению принципов находим в трудах Л.И.Маленковой. Основным компонентом в реализации предложенной ею системы принципов, выступает позиция учителя, его стиль и тон работы с детьми и родителями. (20, С.243). В отличие от предыдущей системы, автор выпукло представляет позицию воспитателя в организации совместной работы с родителями школьников. Воспитателю, работающему с младшим школьным возрастом, и учитывающим его специфику будет полезно использовать эти принципы в построении диалога с родителями.

  1. Выражение позитивного отношения к ученику, группе де­тей, классу. Это реализация принципа А.С. Макаренко - подхо­дить к каждой личности с «оптимистической гипотезой». Учи­тель в каждом ребенке, группе, классе ищет позитивные черты, хорошие тенденции в их развитии. Это вызывает взаимное рас­положение родителей и учителей. В родителях появляется уве­ренность в собственном ребенке, если таковая отсутствовала, что повышает веру родителей в способности учителя, понять ребен­ка, изменить его или принять как «данность».

  2. Второй принцип реализуется в беспокойстве учителя за ребенка. Он высказывает заинтересованность в решении детских и семейных проблем, озабоченность в их решении. Такая позиция учителя обеспечивает атмосферу доверия, доброжелательности в решении проблем, связанных с поведением ребенка.

  3. Выявление и анализ причин, породивших те или иные не­гативные явления в личности ребенка или в его взаимоотношениях с родителями. Именно в реализации данного принципа важны та­ кие факторы, как доверительность и полная откровенность. В противном случае учитель может выбрать неадекватные методы и приемы педагогического воздействия.

  4. Выбор наиболее эффективных, адекватных педагогиче­ской ситуации мер взаимодействия с отдельными детьми и клас­сом в целом. Для этого учителю необходимо проектировать целостную систему воспитательных мероприятий, активное участие в которых должны принимать родители.

  5. И, наконец, последний принцип – выработка единого стиля и тона, педагогического темпа и общих критериев оценки поступков отдельных детей и класса в целом. Здесь полезно совместно с родителями выбрать методы и приемы в воздействии на ребенка с целью корректировки неудовлетворяющих обе стороны личностных качеств.

В качестве обобщения хотелось бы отметить, что независимо от того, какие из предложенных принципов изберет учитель-воспитатель для своего взаимодействия с родителями воспитанников, нужно помнить, что все они более продуктивны для ребенка в гуманистической среде. А, следовательно, основной задачей для воспитателя является задача построения такой системы действенного взаимоотношения с родителями, которая могла бы влиять на становление ребенка как субъекта воспитания.

Учитывая тот факт, что уровень психолого-педагогической культуры родителей еще недостаточно высок, а в обществе явно виден возрастающий интерес к ней, у школы есть все возможности удовлетворить возрастающую потребность родителей в психолого-педагогических знаниях. Школой накоплен достаточно интересный опыт психолого-педагогического просвещения, и задача учителя выбрать адекватные педагогическим целям и интересные для родителей формы.

В педагогической теории существует много форм совместной работы семьи и школы. Мы остановимся на некоторых, на наш взгляд наиболее актуальных и доступных в работе с родителями младших школьников. Можно выделить две группы: коллективные и индивидуальные формы совместной работы школы и семьи.