logo
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.

Воспитание можно рассматривать как процесс организации деятельности детей. Оно направлено на формирование определенного типа поведения воспитанника. Методы этой группы опираются на практическую деятельность воспитанников, на накопленный ими жизненный опыт. Социальный опыт ребенок приобретает и в ходе стихийного воздействия на него окружающей действительности, и в ходе самостоятельного ознакомления с разными сторонами общественной жизни. С помощью методов формирования положительного опыта воспитателю удастся несколько упорядочить стихийное воздействие на ребенка, ввести его в педагогическое русло, оставляя при этом те крупицы его опыта, которые наиболее ценны для формирования личностных качеств.

Педагогическое требование.

Представленный метод имеет побуждающее значение. «…Без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива». Так характеризовал А.С.Макаренко педагогическое требование (25, С.45). Предъявленные ребенку требования могут, как стимулировать его активную деятельность, так и тормозить ее. Это зависит, прежде всего, от цели использования данного и метода и от формы предъявления требования, которая может быть прямой и косвенной. Прямое (непосредственное) требование выражается в указаниях, командах, инструкциях, создавая условия строгой деловой активности. Косвенное (опосредованное) требования – это мягкая форма обращения воспитателя к воспитаннику. Требование – совет, требование – намек, требование – просьба, требование – одобрение дают возможность ребенку для активности и самостоятельности в выборе деятельности удовлетворяющей требованию. Педагогическое требование представляется трудным методом, поскольку «уважение к требованию зависит от уважения к требующему» (А.С.Макаренко), а значит, этот метод связан как с личностными особенностями воспитателя, так и с его педагогическим мастерством. Он побуждает ребенка принять требование воспитателя и действовать в соответствии с ним. Метод педагогического требования, особенно применяемый в косвенной форме, выполняет функцию побуждения ребенка к разумным действиям. Н.Ф.Голованова (12, С.125-126) предлагает педагогические условия применения педагогического требования. К ним она относит:

Деятельность воспитателя, придерживающегося обозначенных Н.Ф.Головановой условий, будет более успешной и позволит использовать требования в щадящем для ребенка режиме.

Воспитывающие ситуации.

Создание воспитывающих ситуаций – это моделирование реальной действительности, но в то же время, это специально созданная воспитателем, система воспитывающего влияния. Для ребенка важно уметь принимать решения не только в заданном и организованном воспитателем пространстве. Его надо научить, исходя из своих знаний, сформированных чувств, воли, ценностных ориентаций и направленности личности правильно принимать решения в реально возникающих жизненных коллизиях. Ценность этого метода заключается в том, школьник в поисках решения задачи, поставленной воспитателем, переосмысливает и перестраивает свое поведение в соответствии с новыми условиями. Воспитатель, применяя метод воспитывающих ситуаций, может использовать реальную, жизненную ситуацию, приблизив максимально ее к жизненному опыту конкретного ребенка. А может, при педагогической необходимости специально ее создать. Выбор решения и в том, и в другом случае, школьник осуществляет настоящий. Ведь ему неизвестно, что ситуация создана искусственно. Как правило, в созданной ситуации принимают участие и другие люди. Это могут быть друзья, одноклассники, другие учителя, родители. Таким образом, принимая решение, школьник не только получает опыт определенных способов деятельности и поведения, но и углубляет многообразные взаимоотношения с участниками общения и деятельности.

Поручение.

Один из самых эффективных методов воспитания младшего школьника, основанный на любви к первому учителю и желании выполнить любое его поручение. С помощью этого метода школьники учатся хорошим поступкам. В соответствии с целью воспитания, поручения могут быть временные и постоянные; индивидуальные, групповые и коллективные. Индивидуальное поручение дает воспитателю в руки «инструмент прикосновения к личности» (А.С.Макаренко). С его помощью воспитатель высказывает доверие ребенку. Между ним и воспитанником возникают тайные отношения, безусловно «работающие» на использование метода в воспитательных целях. Коллективные поручения формируют отношения «ответственной зависимости». К, примеру, в начальной школе пользуются популярностью такие коллективные поручения, как чередование творческих поручений (ЧТД). В основе их организации лежит сменяемость поручений. Таким образом, каждый ребенок класса выполняет все виды творческих поручений. Выполняя поручения, школьники примеривают на себя определенные социальные роли. Это – «помогайчики», «санитары», «друзья природы», «книжкины друзья», «старшие товарищи» и др. Интересно, что в выполнении подобных поручений для младших школьников привлекательна внешняя атрибутика порученных ролей. Подобные поручения формируют ответственность за порученное дело, расширяют активность ребенка. При использовании этого метода необходимо помнить, что, давая поручение ребенку или группе детей, надо четко выстроить его структуру. Ребенок должен понимать, ЧТО он делает, ДЛЯ ЧЕГО он это делает, КАК он это делает и КОМУ он отчитывается и У КОГО принимает отчет о проделанной работе.