Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
Воспитание можно рассматривать как процесс организации деятельности детей. Оно направлено на формирование определенного типа поведения воспитанника. Методы этой группы опираются на практическую деятельность воспитанников, на накопленный ими жизненный опыт. Социальный опыт ребенок приобретает и в ходе стихийного воздействия на него окружающей действительности, и в ходе самостоятельного ознакомления с разными сторонами общественной жизни. С помощью методов формирования положительного опыта воспитателю удастся несколько упорядочить стихийное воздействие на ребенка, ввести его в педагогическое русло, оставляя при этом те крупицы его опыта, которые наиболее ценны для формирования личностных качеств.
Педагогическое требование.
Представленный метод имеет побуждающее значение. «…Без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива». Так характеризовал А.С.Макаренко педагогическое требование (25, С.45). Предъявленные ребенку требования могут, как стимулировать его активную деятельность, так и тормозить ее. Это зависит, прежде всего, от цели использования данного и метода и от формы предъявления требования, которая может быть прямой и косвенной. Прямое (непосредственное) требование выражается в указаниях, командах, инструкциях, создавая условия строгой деловой активности. Косвенное (опосредованное) требования – это мягкая форма обращения воспитателя к воспитаннику. Требование – совет, требование – намек, требование – просьба, требование – одобрение дают возможность ребенку для активности и самостоятельности в выборе деятельности удовлетворяющей требованию. Педагогическое требование представляется трудным методом, поскольку «уважение к требованию зависит от уважения к требующему» (А.С.Макаренко), а значит, этот метод связан как с личностными особенностями воспитателя, так и с его педагогическим мастерством. Он побуждает ребенка принять требование воспитателя и действовать в соответствии с ним. Метод педагогического требования, особенно применяемый в косвенной форме, выполняет функцию побуждения ребенка к разумным действиям. Н.Ф.Голованова (12, С.125-126) предлагает педагогические условия применения педагогического требования. К ним она относит:
уменьшение прямых, жестких требований;
гуманистическое взаимодействие воспитателя с воспитанником;
уверенное использование требования воспитателем, целью которого является не немедленное послушание ребенка, реализация далеко идущих целей воспитания;
контроль воспитателя за выполнением требования.
Деятельность воспитателя, придерживающегося обозначенных Н.Ф.Головановой условий, будет более успешной и позволит использовать требования в щадящем для ребенка режиме.
Воспитывающие ситуации.
Создание воспитывающих ситуаций – это моделирование реальной действительности, но в то же время, это специально созданная воспитателем, система воспитывающего влияния. Для ребенка важно уметь принимать решения не только в заданном и организованном воспитателем пространстве. Его надо научить, исходя из своих знаний, сформированных чувств, воли, ценностных ориентаций и направленности личности правильно принимать решения в реально возникающих жизненных коллизиях. Ценность этого метода заключается в том, школьник в поисках решения задачи, поставленной воспитателем, переосмысливает и перестраивает свое поведение в соответствии с новыми условиями. Воспитатель, применяя метод воспитывающих ситуаций, может использовать реальную, жизненную ситуацию, приблизив максимально ее к жизненному опыту конкретного ребенка. А может, при педагогической необходимости специально ее создать. Выбор решения и в том, и в другом случае, школьник осуществляет настоящий. Ведь ему неизвестно, что ситуация создана искусственно. Как правило, в созданной ситуации принимают участие и другие люди. Это могут быть друзья, одноклассники, другие учителя, родители. Таким образом, принимая решение, школьник не только получает опыт определенных способов деятельности и поведения, но и углубляет многообразные взаимоотношения с участниками общения и деятельности.
Поручение.
Один из самых эффективных методов воспитания младшего школьника, основанный на любви к первому учителю и желании выполнить любое его поручение. С помощью этого метода школьники учатся хорошим поступкам. В соответствии с целью воспитания, поручения могут быть временные и постоянные; индивидуальные, групповые и коллективные. Индивидуальное поручение дает воспитателю в руки «инструмент прикосновения к личности» (А.С.Макаренко). С его помощью воспитатель высказывает доверие ребенку. Между ним и воспитанником возникают тайные отношения, безусловно «работающие» на использование метода в воспитательных целях. Коллективные поручения формируют отношения «ответственной зависимости». К, примеру, в начальной школе пользуются популярностью такие коллективные поручения, как чередование творческих поручений (ЧТД). В основе их организации лежит сменяемость поручений. Таким образом, каждый ребенок класса выполняет все виды творческих поручений. Выполняя поручения, школьники примеривают на себя определенные социальные роли. Это – «помогайчики», «санитары», «друзья природы», «книжкины друзья», «старшие товарищи» и др. Интересно, что в выполнении подобных поручений для младших школьников привлекательна внешняя атрибутика порученных ролей. Подобные поручения формируют ответственность за порученное дело, расширяют активность ребенка. При использовании этого метода необходимо помнить, что, давая поручение ребенку или группе детей, надо четко выстроить его структуру. Ребенок должен понимать, ЧТО он делает, ДЛЯ ЧЕГО он это делает, КАК он это делает и КОМУ он отчитывается и У КОГО принимает отчет о проделанной работе.
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.