Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
В последнее десятилетие акцент в воспитательной практике смещается с деятельности по формированию в ребенке социально типичного, что в советской педагогике являлось приоритетным (доминирующим) направлением, в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, что призвано помочь ему стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха. Постепенно модель воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности ребенка, распространяется и укореняется в российском образовательном пространстве. Но стадия зарождения и становления чего-то нового, как известно, редко протекает безболезненно и беспроблемно.
…Сначала попытаемся дать сущностную характеристику индивидуальности. Сущность изучаемого явления отражают определения его понятия. В результате (обращения к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме) объектом нашего изучения стали свыше ста определений понятия «индивидуальность», изложенных в работах философов, социологов, психологов и педагогов.
Проведенный анализ показал, что исследователи чаще всего связывают сущность индивидуальности с неповторимым своеобразием отдельного человека, наличием у него уникальных черт (свойств, качеств), отличающих его от других людей. Не случайно именно такие дефиниции индивидуальности преобладают в современной справочной литературе.
Гораздо реже понятие «индивидуальность» определяется посредством других сущностных характеристик. Если продолжить анализ и систематизацию, то можно выделить доминирующие точки зрения у представителей той или иной науки. Например, понятие «индивидуальность» чаще всего определяется:
- в философии как особая форма бытия человека, его важнейшее качество;
- в психологии как целостная характеристика индивидуальных свойств отдельного (конкретного) человека, неповторимое своеобразие его психики;
- в педагогике как развиваемое (формируемое, воспитываемое) качество человека, черты и свойства которого следует учитывать в педагогической деятельности, выступающее в концепциях гуманистической педагогики как главная цель обучения и воспитания.
…А теперь более детально рассмотрим ключевые аспекты понятия «индивидуальность», с помощью которых исследователи характеризуют сущность данного явления.
Первый аспект мы уже затрагивали, когда подчеркивали, что многие ученые относят уникальность, неповторимость, особенное в человеке к разряду сущностных характеристик индивидуальности. Однако некоторые исследователи, назовем их первой группой ученых, имеют другое мнение о значении неповторимого своеобразия и уникальности при характеристике сущности индивидуальности. Единичность, неповторимость, особенность, как полагает философ И.И.Резвицкий, относятся к важным сторонам человеческой индивидуальности, без учета которых она не может быть правильно понята, но сами по себе являются лишь формальными ее характеристиками, не связанными с содержательным анализом. Индивидуальность не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна неповторимости личности.
…Принятие этих двух точек зрения является принципиально важным для педагогической практики, так как они позволяют понять, что смысл педагогической работы с индивидуальностью состоит не только в учете индивидуальных особенностей детей и стимулировании появления каких-то новых различий. Бесперспективность такого подхода можно объяснить следующими причинами. Во-первых, в такой работе педагогу не следует слишком усердствовать, ведь наследственность, окружающая природная и социальная среда, активность самого человека детерминируют огромное количество отличительных черт (качеств) конкретного индивидуума в сравнении с другими людьми. Вероятность повторения определенного человека на Земле, по утверждению известного американского генетика Р.Левонтина, так мала, как величина, обратная самому большому мыслимому числу людей, которое может вместить планета. Во-вторых, индивидуальность нельзя рассматривать как сумму, полученную в результате сложения отдельных отличительных черт и свойств человека. И, в-третьих, отличительные черты не являются самоценностью и для большинства самих детей. Хотя бывают случаи, когда ребенок пытается экстравагантной прической, одеждой, поступком заявить о своей индивидуальности. Но такие моменты характеризуют, как правило, мнимую, а не подлинную индивидуальность. Вторая условно выделенная нами группа ученых рассматривает индивидуальность, прежде всего как свойство, качество, признак, характеристику человека. Притом это свойство они относят к разряду главных, системообразующих, наиболее важных, ставя его в один ряд с такими характеристиками (качествами) человека, как индивид, личность, субъект. Нередко подчеркивается системный (целостный) характер этого свойства
…Третья группа ученых считает индивидуальность этапом (уровнем) развития человека. К данной когорте исследователей нами отнесены авторы учебного пособия «Педагогика индивидуальности» О.С.Гребенюк и Т.Б.Гребенюк, которые полагают, что индивидуальность — это высший уровень развития человека в онтогенезе
…Для четвертой группы исследователей ключевым моментом в определении понятия «индивидуальность» является рассмотрение ее в качестве особой формы человеческого бытия. И.И.Резвицкий справедливо утверждает, что общественная жизнь человека осуществляется в двух формах: коллективной и индивидуальной.
…Полностью разделяя мнение последней группы ученых о сущности индивидуальности, считаем, что с самобытностью человека, его способностью стать и быть самим собой связаны не только сущностные аспекты индивидуальности, но и смысл педагогической деятельности по ее развитию. Ради чего педагогу следует избирать индивидуальность целью и предметом приложения своих усилий? Наверное, для того, чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате — стать самим собой, т.е. самоосуществиться.
…Изучая отечественную литературу, мы посчитали необходимым взять на заметку суждения петербургских исследователей ИАКолесниковой и Е.Н.Барышникова о характеристиках выпускника школы, выступающих в роли целевых ориентиров воспитательной системы индивидуальностно-личностной ориентации. По мнению этих ученых, целью такой педагогической системы является человек:
- ориентирующийся на гуманистические ценности: свободу, творчество, человеческую уникальность, индивидуальность;
- постигающий собственный внутренний мир, имеющий потребность в самопознании и самореализации;
- взявший на себя ответственность за выбор жизненного пути;
- способный к самоопределению и самореализации в различных сферах человеческого бытия;
- подвергающий рефлексии свою жизнедеятельность.
(Цитата из работы: Степанов Е., Алексеева Н. Развитие индивидуальности ребенка как предмета воспитательной деятельности//Воспитание школьников. 2004, №10, С.2-6.).
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.