Модель организационной культуры воспитателя
Воспитатель
Символы Герои Ритуалы Профессиональные ценности Общечеловеческие ценности
Убеждения и ожидания
Язык
Общеобразовательное учреждение
Рассмотрим компоненты уровневой модели организационной культуры, применимой как к любому образовательному учреждению в целом, так и к каждому классу в частности.
Символы. Это верхний слой модели. Они на виду, легко читаемы. Любому, вошедшему в школу сразу бросаются в глаза в виде оформления стен. Это доски объявлений, тематическое оформление этажей, настенная живопись (особенно на этажах, где базируется начальная школа). Следует учитывать, что символы есть и в классах. Они во многом характеризуют стиль деятельности каждого учителя и способствуют единению детей и учителей.
Герои. В каждой школе есть свои герои. Это отличники или успешные спортсмены, или ведущие учителя. Как правило, создается «Доска почета». Она может быть оформлена или находиться в сознании директора или учителей. Важно то, что наличие героев характеризует организационную культуру школы. Главным в этом элементе является правильное отношение воспитателя к таковым. Наличие героев в классе влияет на выбор воспитательной стратегии, делает ее более значимой для многих детей.
Ритуалы и церемонии. Это очень важный элемент. Он объединяет (или разъединяет) коллектив. Как одеваются учителя, руководители. Как они здороваются. Какие традиции присущи этому учебному заведению. Какие взаимоотношения между директором и подчиненными. Все это характеризует организационную культуру школы. И соответственно организационную культуру каждого класса. Возникновение традиций очень важно для младшего школьника. Любые традиции в начальной школе содержат элементы игры, способствующие становлению характеров, единению индивидов и коллектива класса.
Язык организации. Этот элемент модели характеризует прежде всего стиль взаимоотношений, присущий той или иной школе. Культура языка проявляется на педсоветах, в ежедневном общении сотрудников школы, в тех словесных штампах, которые они использует. Что касается письменных свидетельств, то это протоколы педсоветов, методических объединений и другая школьная документация. Стиль взаимодействия в начальной школе очень важен для становления ребенка субъектом, поскольку именно в речевом выражении ребенок слышит характеристики своим действиям и поступкам.
Убеждения и ожидания. В реализации организационной культуры важен момент состыковки ожиданий учителя и ученика. Всегда ли это действие протекает в гармонии. Думается, нет. Иногда нет видимых фрагментов, содействующих гармоничности совместного ожидания. Важно учителю применять известный в педагогике принцип «педагогического оптимизма», давая возможность ученику быть более успешным. Гуманизация воспитательной среды опирается прежде всего на этот принцип. Успешность воспитательной работы во многом зависит от того, как относится воспитатель к воспитаннику. Если как к «маленькому другу», то ожидания ребенка оправдываются и взаимоотношения его со сверстниками и старшими гармонизируются.
Профессиональные ценности. Этот элемент аккумулирует в себе разные характеристики учителя как профессионала. Это и профессиональная компетентность и коммуникабельность и педагогическая парадигма, выбранная учителем в качестве предпочтения. Современное воспитание предлагает в виде профессиональной ценности – ориентацию на личность ребенка, признание его индивидуальности, «самости». Особенно это важно в начальной школе, в тот период, когда ребенок только начинает свое «восхождение» к субъектности. Именно от действий воспитателя зависит его успех или неудача.
Общечеловеческие ценности. Трудно разорвать очевидные вещи – профессиональные и общечеловеческие ценности. Профессия учителя априори предполагает наличие личностных качеств, укладывающихся в структуру мировых ценностей. Учитель для ребенка являет собой некую ценностную модель современного человека. Его воспитательные функции предполагают наличие такой системы качеств, которая могла бы определять нужные направления в воспитании ребенка. Специфика воспитательной работы в начальной школе безусловно ставит эту позицию во главу педагогической парадигмы. Учитель начальных классов, воспитатель для младшего школьника представляет объект для подражания, восторга и любви. Его позиция очень сложна и уязвима. Он аккумулирует, в основе своей все общечеловеческие ценности, предъявляя их воспитаннику.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что в школах не бывает одного типа организационной культуры. Следует говорить о преобладании какого-то из них. Нельзя так же сказать – хороша или плоха та или иная организационная культура, преобладающая в школе. Успешность ее реализации зависит от многих условий, числе которых можно назвать такой важный компонент, как превалирующая субкультура, которая может возникнуть при наличии любого типа организационной культуры. Учитывая, что воспитатель является в некотором роде педагогическим менеджером, то есть он управляет не только детьми своего класса, а и родителями, результат его деятельности во многом определяется владением организационной культурой.
Ушаков К.М. выделяет наиболее часто встречающиеся виды субкультур, сопровождающих типы организационной культуры. (29, С.31-48 Мы надеемся, что ознакомление с ними профессионалов-педагогов сможет их уберечь от педагогических неудач и будет способствовать успешности их деятельности в воспитательном поле.
«Субкультура неудач». Для нее характерны внешние и внутренние признаки. К внешним признакам можно отнести грязное, разрисованное здание школы, плохо организованное расписание учебных занятий, частая и немотивированная отмена уроков, большое число опозданий и прогулов. Внутренние признаки выражаются в низком уровне ожиданий как педагогического, так и ученического коллективов. Учителя такой школы считают, что дети, которых они обучают, не стремятся к получению хорошего образования. Они ленивы и глупы. А ученики и их родителя считают, что в такую школу профессионалы не пойдут, поэтому уровень преподавания здесь невысок. Традиционен для этой субкультуры уровень терпимости, невмешательства в дела коллег. Коллектив ориентирован как-то «пересидеть» это время с минимальным для себя дискомфортом. Характеризуя наличие элементов этой субкультуры в классе, можно выделить как внешние ее показатели, выраженные в организации воспитательного и учебного пространства, так и внутренние, определяющие тип поведения учителя-воспитателя.
«Субкультура академических успехов». Главным для нее является общая ориентация коллектива школы на достижение высокого уровня. Учителя позитивно воспринимают учеников и считают, что успехов могут достигнуть практически все. Яркие внешние символы, выраженные в разнообразных объявлениях об индивидуальных, групповых или коллективных успехах учеников и педагогов. Такой школе свойственен высокий уровень дисциплины, большое количество дополнительных занятий, внимание практически к каждому ученику. Здесь поощряются вечера встреч, на которые в обязательном порядке приглашаются выпускники, представляющие свои жизненные успехи. Так же выделяются и успехи учителей. Причем это делается не только на профессиональных заседаниях, типа педсовета или методических объединений. Креативные программы успешных учителей выставляются в методических кабинетах, представляются в районные организации. Да и внутри школы стараются осветить творческие находки каждого учителя, воспитателя.
«Субкультура войны». В центре разобщенность педагогического, а, следовательно, и ученического коллективов. Профессиональные ожидания учителей обычно полярны и разрозненны. Методические объединения работают несогласованно друг с другом и с единым планом школы в том числе. В традиции такой субкультуры – использование практически военной лексики, отчужденность педагогического коллектива и директора школы. На педсоветах обычно обмениваются враждебными замечаниями. Очень популярны «легенды» о том, как замучили того или иного учителя директор школы или его заместители.
«Субкультура возрождения». Признаком этой субкультуры является ожидание успехов. Учителя и ученики потенциальные партнеры по совместному творческому труду. Как правило, в школе постоянно демонстрируются таланты, как учителей, так и учеников. Но в отличие от «субкультуры академических успехов», акценты не делаются исключительно на академических успехах. Позитивно то, что в школах с «субкультурой» возрождения» все праздники проводятся совместно – силами учителей, учеников и родителей. У этого вида субкультуры ярко выраженная личностно-ориентированная направленность.
Безусловно, последний вид субкультуры предпочтительнее, так как он ориентирован на личность. Причем не только ученика, чем в последнее время так озабочены педагоги и руководители разных мастей, но и на самого учителя, как носителя основных психолого-педагогических и человеческих ценностей.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что учитель начальных классов, являясь членом школьной команды должен владеть всеми элементами организационной культуры. Только такое единение с другими учителями и работниками школы определяет дух школьной жизни, способствующей созданию гуманной школьной среды, влияющей на становление младшего школьника как субъекта своей жизни.
Итак, воспитатель предстает перед нами как носитель многообразных компонентов целостной системы, включающей наличие ценных для воспитания профессионально-значимых качеств, педагогической компетентности и элементов организационной культуры. Но повседневная его педагогическая деятельность – это постоянное исполнение многообразных ролей, которые он реализует в разнообразной воспитательной деятельности. «Исполнение» этих ролей обусловливает творческую составляющую профессии учителя. Искренность и «чистота игры» воздействует на формирование личностных качеств каждого школьника. И успешность воспитательной деятельности учителя начальных классов зависит от владения этими «ролями». Мы говорим о воспитательных функциях учителя начальных классов.
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.