Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
…Готовность к деятельности, во-первых, предполагает достаточно четкое и полное осознание значения данной деятельности для общества и для себя лично, положительное отношение к ней, во-вторых, овладение всей необходимой информацией, без которой невозможно эффективное и правильное осуществление этой деятельности, в-третьих, соответствующий уровень сформированности системы действий, лежащих в основе выполнения данной деятельности, в-четвертых, наличие таких личностных качеств, которые необходимы, и значимы для осуществления деятельности. …Для того чтобы определить готовность к профессиональной деятельности, важно выделить показатели, на основе которых она может быть установлена. Без выделения подобных показателей не может быть построена целостная система подготовки специалистов. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности могут быть определены, если исходить из целого ряда принципов.
Прежде всего, показатели готовности специалиста должны обеспечить сохранение единого образовательного пространства на всей территории России и вхождение отечественной образовательной системы в мировую систему образования.
…Второй принцип предполагает, что при определении готовности специалиста следует учитывать постоянно изменяющийся характер профессиональной деятельности. Поэтому показатели готовности должны оценивать не только и не столько соответствие подготовки специалиста к возможности реализации целей образования в настоящий момент, сколько к реализации целей завтрашнего дня, т. е подготовка специалиста в области образования должна обеспечивать как бы двойное опережение по отношению к социальному заказу общества в данный момент. Деятельность в области образования необычно динамична, поэтому сегодняшнего учителя надо готовить так, чтобы он мог осуществлять свою деятельность с учетом постоянного ускорения процесса социально-исторического развития общества.
…Третий принцип выделения показателей готовности к профессионально-педагогической деятельности заключается в том, что показатели должны позволить оценивать не только результат профессиональной подготовки, но и весь процесс на разных этапах и ступенях непрерывного образования. Необходимость использования показателей готовности на всех этапах подготовки к профессионально-педагогической деятельности определяется тем, что, во-первых, уровень готовности на предшествующем этапе предопределяет успешность продвижения на последующих этапах, во-вторых, определение готовности на ранних этапах позволят своевременно вносить необходимые коррективы в профессиональную подготовку специалиста. Так, например, изучение уровня готовности к профессиональной деятельности на довузовском этапе должно позволить установить понимание значения правильности выбора профессии для общества и личности, правильность общих представлений о профессии, направленность интересов, владение некоторыми элементами педагогической деятельности и т.д.
Четвертый принцип характеризует основное средство, с помощью которого можно дать объективную оценку готовности к профессиональной деятельности. Таким средством являются специально разработанные профессиональные задачи.
Пятый элемент, который также необходим при разработке показателей, предполагает определение готовности по каждой функции профессиональной деятельности.
…При определении готовности к педагогической деятельности необходимо выявлять, обладает ли претендент на такую деятельность соответствующими личностными свойствами. Это особенно важно, так как именно свойства личности устойчиво характеризуют качество деятельности.
…Успешность педагогической деятельности определяется тем, насколько специалист готов к осуществлению основных функций, лежащих в основе осуществления данной деятельности. К числу таких функций обычно относят диагностическую, прогностическую, информационную, конструктивно-проектировочную, организаторскую, коммуникативную, исследовательскую, контрольно-оценочную функции (Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков).
В деятельности педагога, как и в любой другой, носящей целенаправленный характер, прежде всего значимой оказывается диагностическая и прогностическая функции.
Действительно, целенаправленный характер деятельности предполагает обязательное предвидение того, к чему приведет достигнутый в процессе деятельности результат. Для того чтобы подобный прогноз был достаточно объективным, необходим предшествующий ему диагноз, определение тех количественных и качественных характеристик, опираясь на которые можно с достаточной степенью вероятности предвидеть возможные результаты и их последствия.
…Следующие три функции в деятельности педагога очень тесно взаимосвязаны – это организаторская, конструктивно-проектировочная и коммуникативная функции. Они направлены на определенное построение профессиональной деятельности и общения педагога.
…Успех деятельности педагога во многом зависит от ее целенаправленного, своевременного контроля и объективной оценки. Здесь все имеет большое значение, поскольку контроль и оценка позволяют педагогу корректировать собственную деятельность и деятельность обучаемых, уточнять цели, вносить необходимые изменения, избегать ошибочных действий.
…Поскольку основной целью образования в целом и профессиональной деятельности каждого педагога является создание таких условий, при которых совершалось оптимальное присвоение социального опыта очередным поколением, одной из важнейших выступает информационная функция. В процессе реализации данной функции учитель должен передать детям весьма разнообразную информацию, каждый вид которой и есть специфический объект педагогической деятельности. Классификация информации может иметь разное основание. Это могут быть либо системы знаний различных учебных дисциплин, либо информация, выступающая одним из необходимых компонентов нравственных норм и качеств личности.
…Исследовательская функция предполагает выбор наиболее актуальных целей исследования, определения конкретных задач, выбор методов исследования, которые бы позволили всесторонне с необходимой глубиной решать поставленные задачи.
Оценивая уровень владения каждой функцией, следует определить, во-первых, насколько сформирована данная функция, т.е., в какой мере специалист может ее реализовать, во-вторых, как осознается им значение той или иной функции в структуре профессиональной деятельности, в-третьих, как специалист оценивает собственную готовность к выполнению данной функции, в-четвертых, как он видит перспективы развития той или иной функции в собственной профессиональной деятельности, в-пятых, какие средства специалист считает возможным использовать для совершенствования данной функции.
…Качество выполнения любой деятельности, в конечном счете, определяется теми свойствами, которые присущи специалисту, ее выполняющему. Это положение в полной мере относится к профессионально-педагогической деятельности.
Профессионально-значимые свойства личности учителя можно определить в процессе длительного изучения его деятельности. Это обусловлено тем, что любое свойство формируется и проявляется в деятельности.
…Рассмотрим более подробно в качестве примера такие два необходимых свойства личности учителя как компетентность и способность к педагогическому общению, и покажем возможности их изучения для определения готовности к профессионально-педагогической деятельности.
Уровень сформированности компетентности и педагогического общения, бесспорно, проявляется в решении профессионально-образовательных задач. С этой целью может быть использована следующая программа изучения компетентности и педагогического общения:
1.Уровень компетентности:
- владение содержанием учебных дисциплин (соответствие содержания поставленной цели, использование современных данных науки, широта привлечения различных источников информации и т.п.)
- владение современными теориями обучения (соответствие технологий целям и содержанию, возможностям обучаемых и обучающего и т.п.)
- знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности (возрастные и индивидуальные особенности обучаемых, сложившаяся система отношений, особенности конкретной ситуации и т.п.).
2. Особенности педагогического общения:
- соответствие содержания и формы изложения возможностям и интересам аудитории, личностным особенностям учителя и т.п.
- педагогическая наблюдательность и эмпатия, обеспечивающие адекватность действий и постоянно изменяющихся условий, установление необходимых контактов и т.п.
- степень соответствия используемых выразительных средств особенностям педагогической ситуации (выразительность речи, темп речи, интонация, мимика, пантомимика и т.п.). (Цитаты из книги «Педагогическая психология» /Под ред.А.И.Раева – СПб.,1999, стр. 138-149).
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.