Методы воспитания.
Вышеозначенные направления воспитания реализуются определенным способом в воспитательной работе. Пришла пора обсудить такой компонент воспитания, как методы. Применительно к современной школьной практике методами можно обозначить способы взаимодействия воспитателя и воспитанника в личностно-ориентированном воспитательном пространстве, реализующие цели воспитания. Многообразие взглядов на этот феномен, демонстрируемый в различных психолого-педагогических источниках, указывает на его сложность и многофакторность. Являясь компонентом системы воспитания, метод, в свою очередь, сам является системой и имеет определенную структуру, включающую цель постановки метода, средства его реализации и прием, как конкретизацию применяемого метода.
Цели, как планируемый результат взаимодействия, определяют выбор и содержание методов и средств. Они зависят от педагогических условий реализации системы методов, индивидуальных особенностей воспитанников и воспитателей.
Средства – это явления окружающей действительности, которые можно использовать в педагогических целях. К ним относят: художественные и словесные средства, природу и деятельность. Причем, диалектика средства определяется местом этого феномена в структуре метода. Средство – понятие широкое, включающее в себя педагогически целесообразную организацию путей реализации задуманного воспитателем. Следовательно, его можно понимать как совокупность действий воспитателя, то есть совокупность приемов.
Прием воспитания рассматривается как единичная часть метода, одно действие воспитателя. Прием субъективен и зависит от конкретного воспитателя, его педагогического мастерства, личностных качеств. Но при активном использовании он может превратиться в метод.
Цель, средства и прием, как компоненты метода, взаимосвязаны и взаимообусловлены. К примеру, воспитатель хочет показать ребенку его значимость и для этого поощрить его. Он использует похвалу. Поощрение - это метод. Слова, используемые воспитателем – средство, а похвала – прием.
Разнообразие методов, приемов и средств во многом затрудняют их выбор в практике воспитания. Разобраться в этом помогает классификация методов, призванная упорядочить информационный поток, характеризующий этот феномен.
Анализ представленных теорий приводит к пониманию основных направлений, которые можно выделить:
Методы словесного воздействия на личность ребенка. С помощью этих методов формируются взгляды детей, их чувства. Происходит осмысление их жизненного опыта.
Методы непосредственной организации деятельности, социального опыта воспитанников.
Методы, стимулирующие поведение детей, формирующие у них правильную мотивацию к последующим действиям.
Эти группы представлены такими авторами, как Щукина Г.И. П.И.Пидкасистый, И.П.Подласый, Н.Ф.Голованова. В педагогике существует еще группа методов контроля, самоконтроля и самооценки, представленная В.А.Сластениным и И.Ф.Харламовым. Анализируя подходы к методам воспитания различных авторов, мы видим некоторый разнобой в их выделении. Так в первой группе такие авторы, как Г.И.Щукина и В.А.Сластенин выделяют основные методы формирование сознания, отнеся к ним беседу, пример и диспут. И.П.Сластенин значительно расширяет эту группу, включая туда такие методы, как объяснение, увещевание, внушение, просьбу и пример. Примечательно то, что пример некоторые авторы (П.С.Пидкасистый, Н.Ф.Голованова) включают во вторую группу методов, объединяющую методы организации деятельности. Мы не усматриваем в этом особого противоречия, поскольку все предложенные теми или иными авторами методы воспитания представляют собой систему, а значит, компоненты, входящие в нее могут быть подвижны, и рассматриваться на разных уровнях. Что касается второй и третьей группы методов, то вышеназванные авторы достаточно единодушны в их характеристиках. Можно назвать такие методы, как общественное мнение, требование, при учение, воспитывающие ситуации. Группа методов стимулирования представлена как основными: поощрение, соревнование и наказание, так и такими методами как метод естественных последствий (Г.И.Щукина) и методы одобрения и награждения (И.П.Подласый). Эти методы значительно обогащают палитру системы методов и дают возможность их использования в целях более глубокой индивидуализации воспитательного процесса. Такой неоднозначный подход к выделению методов воспитания обусловил составление схемы, максимально отражающей разные подходы разных авторов к классификации методов воспитания. Мы оставили за собой право ввести название групп методов, данное Г.И.Щукиной.
Методы формирования сознания
Г.И.Щукина Разъяснение Пример Беседа Диспут
Г.И.Щукина Педаг.требование Обществен- ное мнение Приучение Воспитывающ ситуации Упражнение
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.