logo
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

3.2. Индивидуальные формы работы.

Особый интерес представляют индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы. Именно они являются основой сотрудничества учителей и родителей. К ним мы относим посещение семей, индиви­дуальные консультации и работу с родительским активом.

Посещение семей необходимая индивидуальная форма работы учителя с родителями. Основной ее задачей является выявление условий семейного воспитания и их влияние на личность ребенка. Изучая ребенка в привычной, домашней атмосфере, учитель может выявить существенные грани его характера, наличие или отсутствие связей со всеми членами семьи, уровень его воспитанности, а главное - его место в системе внутрисемейных отношений. Целесообразно изучение семьи проводить по плану, который поможет целенаправленно выявить семейную ситуацию, избегая случайностей и накопления лишних данных. Программы изучения составляются учителем или воспитателем. Они могут включать вопросы, предназначенные для родителей и для детей. Для родителей можно предложить следующие вопросы: состав семьи; отношение родителей к рождению ребенка; какое учреждение ребенок посещал до поступления в школу; где обычно ребенок отдыхает летом; наличие конфликтов в семье и их причины; кому принадлежат приоритеты воспитания в семье; какие формы досуга в основном использует семья.

Программа, предназначенная для ребенка, может включать следующие вопросы: часто ли родители рассказывают о своей работе; как реагировали твои родители на плохие поступки; настаивают ли родители на соблюдении распорядка правил поведения в общественных местах; привлекают ли тебя родители к совместной работе; за что чаще всего тебя хвалят; чем чаще всего бывают недовольны; выполняешь ли ты их распоряжения.

В качестве примера приведем анкету для родителей.