Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
Технологии воспитания, используемые в школе значительной частью учителей, мало ориентированы на актуализацию личностных возможностей детей и формированию у них потребности и готовности к самосовершенствованию. Это ставит задачу подготовки студентов к воспитательной работе в школе в ряд важнейших задач современного профессионального становления будущих учителей.
Особые требования общество предъявляет к учителю начальных классов, который стоит у истоков формирования личности ребенка и в отличие от учителей средней и старшей школы является специалистом-многопредметником, владеющим знаниями разных отраслей наук. Именно учитель в силу своей профессиональной подготовки может обогатить социальный опыт ребенка, скорректировать его при необходимости и помочь ребенку в решении возникающих нравственных коллизий. Все это, несомненно, повышает требования к наличию воспитательных умений у студентов. Превращение же современной образовательной школы из замкнутой системы в открытую и динамично развивающуюся обусловливает выдвижение обновленных целей к подготовке учителей начальных классов на отделении начального образования Института детства РГПУ им. А.И.Герцена.
Мы рассматриваем умения как синтез личностных качеств, проявляющийся и формирующийся в педагогической деятельности, что, безусловно, влияет на ее организацию в учебном процессе в университете.
Общеизвестна классификация умений, разработанная Н.В.Кузьминой, включающая следующие группы: проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные и гностические. Эта классификация может быть реализована при условии понимания нами педагогического процесса как решения множества задач, направленных на формирование личностных качеств будущего педагога. Осуществление каждого из представленных компонентов требует от будущего учителя специальных знаний, умений и навыков, которые в большей степени он может получить в изучении педагогических курсов на факультете начального образования. Сами же знания в решении педагогических задач действуют на 3-х уровнях: репродуктивном, адаптивном и моделирующем.
Несомненно, в формировании воспитательных умений у будущих учителей все уровни важны, но наибольший интерес представляет моделирующий, включающий систему заданий, направленную на творческое овладение воспитательными умениями. Этому способствуют специально организованнная воспитательная работа со студентами. Система такой работы включает в себя два взаимосвязанных направления. Первое – формирование воспитательных умений в процессе обучения студентов, а второе в процессе внеурочной деятельности. В процессе обучения система подготовки студентов к воспитательной работе может включать как основные педагогические курсы, так и курсы по выбору, предлагаемые студентам в процессе обучения. Особую роль играет практика студентов. Именно участие в педагогической практике, в части выполнения заданий по организации воспитательной процесса в школе, дает возможность студенту убедиться в наличии или отсутствии воспитательных умений, а руководителю практики предоставляется замечательная возможность диагностировать вышеобозначенные умения и в ходе кураторской деятельности корректировать или формировать их.
В ходе исследовательской деятельности нами были выделены интегральные воспитательные умения необходимые для будущего учителя начальных классов, ориентированного на гуманистическое взаимодействие с детьми. Они включены в разработанную нами модель воспитательных умений, состоящую из 4-х блоков:
1 блок АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ: анализ причин неудач в воспитательной деятельности; анализ воспитательных ситуаций; анализ проведенного воспитательного мероприятия.
2 блок. УМЕНИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ: планирование воспитательной работы в классе; постановка целей и задач воспитания; выбор средств для реализации целей и задач; разработка внеклассных мероприятий; прогнозирование развития учащихся.
3 блок УМЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: изучение личности ребенка; организация и проведение внеклассных мероприятий; организация чередования трудовых дел; выявление уровня развития микроколлектива и коллектива класса в целом; выявление позиции каждого ребенка в социальной структуре класса; управление взаимодействием детей в классе; управление взаимодействием детей с учителем; управление взаимоотношениями с родителями.
4 блок. УМЕНИЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: оценка индивидуальной деятельности детей; оценка групповой деятельности детей; оценка деятельности коллектива; изменения в личности ребенка (прирост личностных качеств).
К примеру, для формирования умений второго блока (умения целеполагания), можно использовать активные методы обучения. Студентам предлагается деловая игра «Защита», в ходе которой они могут моделировать планы воспитательной работы, разрабатывать внеклассные мероприятия с их последующей защитой. А для определения правильности того или иного приема, в ходе игры используются критерии оценивания наличия воспитательных умений. Безусловно, ценность деловой игры состоит в том, что она, отражая реальную воспитательную ситуацию и давая возможность будущим учителям «проиграть» себя в ней, способствует овладению воспитательными умениями. Кроме участия в деловой игре, студенты разрабатывают проекты, включающие прогнозы развития детей основанные на изучении их личности, на основе которых составляются индивидуальные программы формирования «западающих» качеств личности ребенка.
Полученные группы умений могут рассматриваться как некая модель воспитательных умений будущих учителей начальных классов.
В немалой степени формированию воспитательных умений способствует реализация второго направления - внеучебная работа со студентами, которой в Институте детства на отделении начального образования уделяют большое внимание. Студенческое самоуправление действует по следующей схеме: заместитель директора по воспитательной работе – актив студентов, включающий кураторов первого и второго курсов из числа старшекурсников.. Несомненно, главное в этом тандеме - организация реального самоуправления студентов. Через работу студенческого актива проходит немалое число студентов. Это и актив групп и просто инициативные студенты, которые, не являясь официально членами студенческого актива, тем не менее активно участвуют в воспитательной работе. Уже участие в составлении плана воспитательных мероприятий на отделении во многом способствует развитию у студентов таких умений блока целеполагания, «постановка целей и задач воспитательной работы», «выбор средств их для реализации». Совместное составление плана досуговой деятельности помогает овладению вышеназванными воспитательными умениями как непосредственно активистами, так и остальными студентами в процессе обсуждения плана в учебных группах.
Важнейшим механизмом формирования воспитательных умений у студентов является институт традиций, так как именно традиционные праздники и воспитательные мероприятия формируют у каждого студента чувства сопричастности к жизни отделения, а это усиливает формирование воспитательных умений из блоков «Организация воспитательного процесса», «Оценка результатов воспитательного процесса». На этапах подготовки и проведения традиционных ежегодных праздников «Рождественские встречи», «КВНы», «Конкурсы педагогического мастерства» реализуются умения вышеназванных блоков. Такие, к примеру, как «умения управлять взаимодействием студентов учебных групп», «умения оценки сформированности развития коллектива группы». Особо хотелось бы отметить такой блок воспитательных умений, как «Аналитические умения». Совместная коллективная деятельность студентов, преподавателей и кураторов групп позволяет наиболее оптимально реализовать умения данного блока. Это происходит в совместном обсуждении удач и неуда проведения того или иного праздника, в поиске причин, породивших эти явления. Студенты-активисты учатся анализировать, как свои действия, так и действия других членов коллектива. Несомненно, тесное общение студентов с преподавателями, принимающими активное участие в студенческом досуговом пространстве, создают радостную перспективу «завтрашнего дня», не только формирующую воспитательные умения, но и влияющую на результаты учебного процесса. Именно в реализации этого замечательного педагогического открытия А.С.Макаренко студенты получают возможности обучения воспитательным умениям в ходе своей деятельности на факультете.
В практической реализации предложенной модели большое значение имеет вопрос разработки критериев эффективности формирования представленных умений. Мы выделили четыре уровня сформированности воспитательных умений у будущих учителей начальных классов.
Первый уровень. Воспитательные умения характеризуются репродуктивной деятельностью. Работа студента характеризуется недостаточно полными психолого-педагогическими знаниями. Педагогическое умение не развито.
Второй уровень. В целом умение характеризуется репродуктивной деятельностью, но оно приспосабливается к конкретной обстановке. Делается попытка анализа деятельности на основе теоретических знаний.
Третий уровень. Воспитательные умения характеризуются творческими продуктивными действиями, основанными на самостоятельном мыслительном акте. Творческое приспособление известных образцов к конкретным условиям. Осуществляется перенос умений на новую деятельность.
Четвертый уровень. Умения характеризуются преобладанием творческих, продуктивных действий. Высокий уровень решения творческих задач. Педагогическое мышление играет значительную роль на всех этапах проводимой работы. Осуществляется перенос умений на новую деятельность.
Таким образом, данная система эталонов позволяет судить о степени выраженности вышеназванных воспитательных умений у студентов. Это, несомненно, дает возможность моделировать педагогический процесс и досуговое пространство, индивидуализируя педагогическое влияние в соответствии с уровнем сформированности у студентов того или иного воспитательного умения.(Цитаты из работы: Петрова Л.И. Подготовка будущего учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми/Система дошкольного и начального образования: пути развития – СПб.,2005. С.473-476)
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.