logo
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Коллективные технологии.

Активность ребенка в полной мере может быть удовлетворена в коллективных формах, поскольку именно они призваны содействовать формированию коллективных отношений. Успешность воспитательных действий педагога зависит от того, насколько он владеет технологией построения этих отношений. Знание педагогом теории коллектива во многом обеспечат оптимальное использование коллективных технологий в становлении школьника как субъекта воспитания.

Техника создания коллектива одна из самых сложных педагогических техник, поскольку в основе ее лежит умение воспитателя не только и не столько создать коллектив, сколько умение «увязать» его с каждой отдельной личностью. А это требует особого мастерства педагога, включающего не только знание теории коллектива, хотя это тоже важно, но и обладание уникальным «инструментом» индивидуального прикосновения к каждому ребенку. Только такое сочетание может сделать более успешной деятельность воспитателя в овладении той или иной техникой воспитания и способствовать гуманизации воспитательной среды для становления младшего школьника субъектом воспитания.

Создателем методологии, теории и методики коллектива является А.С.Макаренко, блестяще доказавший свою концепцию в практике работы колонии им.А.М.Горького и коммуны им.В.Э.Дзержинского. Макаренко А.С. рассматривал детский коллектив как «инструмент прикосновения» к личности, предоставляющий условия для ее развития. Именно коллектив аккумулирует общее и единичное, примеряет индивида с обществом. Это происходит за счет действия определенных механизмов становления коллектива. Его признаками принято считать:

Систему жизни коллектива определяет движение, как основной закон и система перспективных линий, которой придается большое значение в теории и практике коллектива, поскольку «Воспитать человека – это значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость – истинный стимул в жизни человека. Даже самый никчемный человечишка, если видит перед собой…пусть и самую скромную перспективу…начинает и себя раскладывать по определенным этапикам, веселее смотрит вперед». (25, .Т.1.с.531). Выделялось три перспективы: ближняя, средняя и дальняя. На линии ближней перспективы лежат те дела, смыслом которых является объединение детей, знакомство друг с другом. Это могут быть совместные походы на природу, вечер знакомств, с приглашением родных и с веселым концертом, чаепитие и конкурс кондитерских достижений детей. То есть система дел, направленных на стремление детей к завтрашнему дню, «наполненному коллективным усилием и коллективным успехом» (А.С.Макаренко). Средняя перспектива – это организация дел, несколько отодвинутых во времени. Такие дела требуют ответственности и особых коллективных отношений. Их не должно быть много и к их проведению надо тщательно готовиться. А.С.Макаренко предлагал задолго до проведения какого-либо мероприятия, требующего длительной подготовки, выбрать комиссии, в которые будут вовлечены воспитанники. Полезно, если на усмотрение коллектива выдвигаются разные проекты подготовки праздников или мероприятий. Дальняя перспектива - это «ощущение» себя в будущем, связанная у ребенка с его личной, индивидуальной перспективой. Реализация подобных перспектив дает уверенность школьнику, что в будущем у него все сложится, что он будет счастлив и готов к социальной жизни. Это своеобразная система целей определяет жизнь воспитанников. Их реализация протекает в первичном коллективе, идею которого тоже предложил А.С.Макаренко. Первичный коллектив – основной инструмент формирования личности, соединяющий ее с общим коллективом, усиливающий ответственность каждого за общее дело, формирующий особые механизмы коллектива – общественное мнение и традиции. Очень важно, чтобы он был таким коллективом, в «…котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении» (25, Т.4. – С.161). Но, обращаясь к опыту А.С.Макаренко воспитателю необходимо помнить, что разработанная им теория коллектива была апробирована в колонии, да и социальные условия были далекими от современных. Поэтому нужно бережно, критично и творчески использовать наследие А.С.Макаренко, преломляя его на специфику младшего школьного возраста, условия организации воспитательного пространства и детерминацию воспитания социумом.

Сухомлинский В.А. подходил к проблеме коллектива с позиции других доминант. Коллектив - это средство нравственного и духовного развития личности. Являясь директором школы, В.А.Сухомлинский выделял именно школьный коллектив и его влияние на становление каждого ученика. Под школьным коллективом подразумевалось единство ученического и учительского коллектива в их стремлении к общественно-значимым целям и нравственным ориентирам. Им созданы принципы формирования школьного коллектива, не потерявшие свою актуальность и в современной воспитательной практике (42, С.298-213):

Гуманистическая идейность. Этот принцип предусматривает гармоническое слияние мыслей, чувств, переживаний и деятельности воспитанников. Отношение к ребенку как к величайшей ценности. Не к этому ли стремится педагогика ХХ1 века?

Единство идейной и организованной основы коллектива. Суть такого подхода заключается в организации совместной деятельности разновозрастного школьного коллектива. Взаимодействие старших школьников и младших основывается на ответственности последних за те духовные богатства, которые малыши приобретают в ходе общения со старшими учениками.

Руководящая роль педагога. Коллектив по мнению В.А.Сухомлинского лишь тогда является воспитывающей силой, когда он одухотворен интеллектуальной многогранностью, моральным богатством, гуманизмом и житейской мудростью руководителя.

Богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками и учениками, между педагогами. Общность интересов ученического и педагогического коллективов, общее удовлетворение духовных потребностей обогащает школьный коллектив.

Ярко выраженная гражданская сфера духовной жизни воспитанников и воспитателей. В этом принципе проявляется основная парадигма воспитательной системы В.А.Сухомлинского. И воспитатель и воспитанник – граждане своей страны. Человек-общество-коллектив. Только такая система взаимоотношений определяет коллектив как воспитывающую силу, содействующую становлению каждого воспитанника активным общественным деятелем, чутким к гражданским и общественным проблемам.

Самодеятельность, творчество, инициатива. Смысл этого принципа коллективного воспитания заключается в том, что каждый член коллектива открыт для накопления в различных видах коллективной деятельности идейного, духовного, морального, интеллектуального богатства для влияния на другого человека.

Постоянное умножение духовных богатств, особенно идейных и интеллектуальных. Важнейшим условием воспитания ребенка в коллективе и через коллектив является постоянное умножение интеллектуального богатства. Идейный уровень не только не должен отставать от образовательного, но в значительной мере его опережать. Только так можно воспитать гражданина.

Гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний. Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского направлена на гармоничные отношения воспитанников и воспитателей в коллективе. Но гармония по его мнению может быть достигнута только тогда, когда желания человека вырастают и утверждаются на почве его высокоморальных интересов и потребностей.

Создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного состояния. Как и А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский придавал большое значение традициям в коллективе. Он считал их сокровищницей, куда каждое поколение вносит свой ценный вклад. Полезность этой сокровищницы несомненна и успешность формирования школьного коллектива во многом зависит от умелого использования этих богатств в духовной жизни будущих поколений.

Идейное, интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества. Этот принцип реализует такую важную характеристику коллектива как его социальность. Школьник посредством участия в делах школьного коллектива готовится к жизни в обществе. И чем богаче и целесообразнее будет организована коллективная жизнь, тем больше для каждого воспитанникам возможностей вхождения в социум равноправным его членом.

Эмоциональное богатство коллективной жизни. Каждый член коллектива, живя его богатой эмоциональной жизнью, переживает высшую радость человека – труда для своих товарищей, для людей. Такой нравственный труд содействует накоплению внутренних духовных богатств , наполняет личность радостью осознания своей ценности для окружающих его людей.

Суровая дисциплина и ответственность личности за свой труд, поведение. Реализация данного принципа предполагает овладение каждым воспитанником системой значимых для коллектива ценностей. Это ответственность перед коллективом, обществом и самим собой за результаты труда. Поведение в различных ситуациях, требующих от личности правильных решений. Формирование чувства сопричастности к делам коллектива. Подчинение своеобразному кодексу чести, присущему каждому развивающемуся школьному коллективу.

Теоретические подходы А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского получили свое продолжение в педагогике коллективного творческого воспитания разработанной Л.И.Новиковой и И.П.Ивановым. Основное внимание в концепции коллективного воспитания Л.И.Новиковой уделяется взаимоотношениям участников коллектива. Сущность коллектива заключается в том, что в нем соединяются общественные, групповые и индивидуальные интересы, формирующие те ценностные нормы, которые определяют позицию каждого человека в обществе. Статус ребенка в коллективе во многом определяется отношением к нему взрослых – учителей, воспитателей, педагогического коллектива. В их силах создать условия наиболее оптимальные для развития каждого школьника. Для этого необходимо, прежде всего, включить воспитанника в «труженические отношения». Это можно сделать, создав в школе условия для формирования трудовых навыков, а также, связав школьный и любой производственный коллектив. Взаимосвязи содружества формируют у членов коллектива ценностное отношение к труду. В коллективе происходит накопление нравственного опыта ребенка. Воспитатель уделяет внимание каждому школьнику, бережно вводя его в систему внутриклассных отношений и помогая занять соответственную нишу в них. Л.И.Новикова предлагает усиливать позицию ребенка в освоении нравственных норм. Для того, чтобы каждый школьник прочувствовал и пережил предлагаемые нравственные коллизии, необходимо создавать ситуации, в основе которых лежит «эффект эмоционального заражения». В ходе обсуждения образцов нравственного поведения, воспитатель формирует у школьников представления о нравственных нормах, опираясь на чувства.

В основу своей концепции Иванов И.П. положил товарищескую заботу как механизм формирования воспитательного влияния коллектива на личность. «Забота – это деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности жизненно-практические (жизненно-практическая забота) и воспитательные (воспитательная забота), Забота воспитательная и жизненно-практическая в их единстве – это творческая деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности общества, т.е. общественные и личные интересы, потребности всех его членов, в настоящем и будущем». (15, С.7). Творчество одно из важнейших условий воспитание личности в коллективе, поскольку оно обеспечивает ее свободу в системе коллективных зависимостей. Творчество реализуется в «делах-событиях», помогающих ребенку освоить социальный опыт. В процессе творчества между воспитателем и воспитанником возникает открытый диалог, влияющий на эффективность процесса взаимодействия. Иванов И.П. предлагает рассматривать воспитательный процесс как последовательное развертывание всех видов воспитательной заботы. Выделяется четыре этапа. Первый этап связан с отношением воспитателя к своей профессиональной деятельности. Самовоспитание самого воспитателя, происходящее в условиях взаимозаботы и творческой атмосферы коллектива воспитателей. На втором этапе происходит объединение двух воспитательных актов – самовоспитания воспитателей и воспитанием ими воспитанников. На этом этапе происходит «непосредственная воспитательная забота воспитателей о воспитанниках. Третий этап совмещает в себе цели двух предыдущих. На нем происходит углубление самовоспитания воспитателей и воспитания ими воспитанников, к которому добавляется такой элемент, как самовоспитание воспитанников. И, наконец, четвертый, завершающий этап объединяет все звенья воспитательного процесса. Появляется возможность выдвижения новых сложных задач воспитания, поскольку ядром этого этапа является возникновение заботы воспитанников о воспитателях. Средством, реализующим все четыре этапа, выступает система коллективных творческих дел. Эта технология выступает как мощное средство взаимосвязи каждого ребенка с коллективом группы, класса.

Следует отметить, что механизм товарищеской заботы, разработанный И.П.Ивановым можно использовать в любом классе школы, но наиболее оптимальным, на наш взгляд, использование технологии КТД в начальной школе. Основная цель воспитателя, как было отмечено выше, содействие становлению личности младшего школьника как субъекта воспитания. Она включает наряду с формированием социально значимых качеств, развитие активности и самостоятельности. И участие каждого школьника в организации и проведении коллективных творческих дел как раз и влияет благотворно на ее усиление.

Таким образом, можно отметить, что коллективные технологии разнообразны, но нас интересует, какие из них максимально помогают воспитателю гуманизировать воспитательную среду и влиять на становление младшего школьника как субъекта воспитания. Наиболее продуктивными, учитывающими особенности младшего школьного возраста, на наш взгляд, являются: технология коллективного творческого дела, технология воспитательного дела, технология игры и технология классного часа.

Технологию Коллективного творческого дела, как описано выше, разработал и предложил И.П.Иванов. Оно имеет свой алгоритм, выраженный шестью стадиями.

Первая стадия. «Предварительная работа»

На этой стадии происходит «пуск» творческих дел. Это определение конкретных жизненно практических задач, которые воспитатель наметил реализовать в ходе КТД. Происходит коллективный поиск дела. Можно подключать родителей, старших школьников, других учителей. Можно в классе создать «творческую копилку», куда воспитанники будут складывать свои идеи. Эта стадия реализует цели воспитания, поставленные воспитателем. Выбор школьниками творческих дел происходит с «подачи» учителя. Здесь важно укрепить веру детей в том, что они сами предложили то или иное дело.

Вторая стадия. «Коллективное планирование дела».

Эта стадия чрезвычайна важна для младших школьников. Они уверяются в значимости своей личности как для сверстников, так и для воспитателя.. В каждом первичном коллективе (микрогруппе) происходит обсуждение предложенных и выбранных дел. Воспитатель содействует созданию творческой атмосферы, обеспечивает участие каждого школьника в обсуждении дела, учит детей доказательно излагать свое мнение. Выбирается «совет дела», призванный организовывать работу по проведению КТД. Надо предусмотреть делегирование школьника от каждой микрогруппы в Совет дела.

Третья стадия. «Коллективная подготовка дела».

Уточняется и конкретизируется проект дела, сроки и этапы его проведения. В соответствии с планом работает каждая микрогруппа. На этой стадии у детей появляется возможность реализовывать свой социальный опыт. А он у детей есть. Успешность реализации опыта ребенка во многом зависит от умения воспитателя органично включить индивидуальный опыт в коллективную подготовку дела. В этом суть технологического приема. Воспитатель получает возможность побуждать детей к творческой деятельности за счет запланированных на предыдущей стадии мероприятий подготовительного характера. В ходе этого этапа реализуется групповое взаимодействие воспитанников.

Четвертая стадия. «Проведение коллективного дела».

Это главная стадия реализации замысла. На ней важна роль воспитателя, создающего «ситуацию успеха», т.е. гуманизирующего воспитательную среду, одобряющего и поддерживающего участников дела. Здесь важно, чтобы все школьники принимали участие в проведении дела. Мера участия может быть разной и определять индивидуальными особенностями каждого школьника. Именно на этой стадии ребенок приобретает уверенность в том, что он может справиться с теми делами, которые были для не предназначены. Для него важно, что он не подвел товарищей, а главное – его учитель им гордится.

Пятая стадия. «Коллективное подведение итогов дела».

Основное условие проведения этой стадии – не откладывать анализ дела. В обсуждение включается каждый участник. Важен его эмоциональный отклик на участие в коллективной творческой деятельности. Для этого воспитатель стимулирует школьника на поиск ответов на вопросы, связанные с удачей (или неудачей) проведенного дела. Вырабатывается общее решение о качестве проведенного дела. Подведение итогов во многом способствует накоплению и систематизации собственного социального опыта школьником. Ведь у него появляется возможность сравнить свои успехи с успехами одноклассников, проанализировать неудачи и найти объяснение этому факту.

Шестая стадия. «Ближайшее последействие коллективного дела».

Важно, чтобы подготовленное и проведенное коллективное дело не явилось отдельно взятым мероприятием. Именно шестая стадия связывает» проведенное дело с остальными в системе воспитательного взаимодействия и готовит детей к проведение нового коллективного творческого дела . Хочется обратить внимание на то, что данная стадия важна для младшего школьного возраста. Ребенок не может долго удерживать в памяти и эмоциях результат своего участия в КТД. Его пытливый ум «летит» дальше. Поэтому воспитателю чрезвычайно важно не разрывая , «системную цепь», постоянно поддерживать в каждом школьнике его успешность, включая в последующие дела коллективного характера.

Темы КТД могут быть любые. Важно, чтобы они рождались в совместной творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В работе с младшими школьниками роль инициатора принадлежит учителю, который помогает детям отобрать наилучшие идеи для коллективного творческого дела. Специфика этой технологии заключается в том, что ее элементы могут быть использованы воспитателем в проведении любых воспитательных мероприятий.

Технология воспитательного дела. Это организация яркого сотрудничества воспитателя и воспитанников наполненного мечтой, фантазиями, желаниями участников. Данная технология обладает широким диапазоном возможностей в реализации целей воспитания. Так как в ее основе лежит организация разных видов деятельности школьников, как нельзя лучше способствующих усилению активности ребенка, становлению его субъектом выбранной деятельности, а следовательно и субъектом воспитания. Это может быть познавательная, художественная, трудовая, игровая, ценностно-ориентационная, общение. Каждое дело предполагает основную идею, обусловленную интегральными целями воспитания и конкретными задачами проведения дела. Как правило, воспитательное дело направлено на реализацию одного из направлений воспитания – трудового, нравственного или эстетического. Но, понимая, что все направления взаимосвязаны и взаимообусловлены, а нравственное выступает как интегральное, участниками воспитательного дела принимается стержневая задача его проведения. Содержание воспитательного дела связано с формой его проведения. Ее отбор зависит прежде всего от числа участников, будет ли дело проводится совместно с родителями, какая форма общения участников дела будет ведущей – диалог, групповое общение, монолог, коллективное общение. Важно избежать формализма в проведении воспитательного дела. Сценарий дела должен быть гибким, творческим, соотносится с потребностью детей. Необходимо понимание и принятие воспитательного дела школьниками. Младший школьник эмоционален, поэтому яркое, впечатляющее дело, в котором он принимает непосредственное участие, надолго ему запомнится, а главное оно поможет в развитии качеств, в нравственном становлении, в понимании окружающего мира. Это одно из важнейших задач эффективности воспитательного дела. И.П.Подласый выделяет виды воспитательных дел. Основанием для его классификации выступают цель проведения воспитательного дела и его назначение. (34, С.286-293). Безусловно, это выделение не отражает всех без исключения характеристик воспитательного дела, оно достаточно условно, но, в то же время дает представление о возможностях воспитателя в применении этой важной техники воспитания. Использование воспитателем в системе предложенных дел во многом обеспечивают повышенные результаты его деятельности по гуманизации воспитательной среды.

Социально-ориентированные воспитательные дела. Основное назначение этих дел формирование у детей отношений к обществу. Подласый И.П.считает, что основным стержневым качеством, которое воспитывают такие дела – дисциплинированность. В последнее десятилетие педагогика пыталась откреститься от этого качества, связывая его с авторитарным подходом к воспитанию ребенка. Но гуманистическая парадигма отнюдь не отрицает, а наоборот, даже предполагает формирование этого качества, поскольку в ходе воспитания дисциплинированности у ребенка формируется твердость в достижении цели, настойчивость, умение владеть своими чувствами, что, по сути, содействует становлению его как субъекта воспитания. Дисциплинированный человек, это тот, который согласует свое поведение с требованиями общества. Если у ребенка в семье воспитано «чувство порядка», то приход в школу является для него органичным с точки зрения продолжения его становления как человека дисциплинированного. Младший школьник в этом случае готов принять требования учителя.

Этические воспитательные дела. В ходе подготовки и проведения дел подобной тематики у школьника формируются нравственные качества. Основными задачами нравственного воспитания являются задачи по формированию знаний о нравственных нормах, эмоциональное отношение к ним и волевая регуляция нравственного поведения. Ценность проведения этических воспитательных дел в современной школе связана с тем, что в обществе существенно снизились требования к нравственности. Не в чести общечеловеческие ценности, христианские заповеди, несущие нравственную нагрузку тоже еще не обрели достаточно уверенную в их ценности, массовую аудиторию.

Эстетические и физкультурные дела. Главная цель системы подобных дел – формирование у детей эстетического отношения к жизни, к труду, произведениям искусства, поведению людей. Выбор дела определяется средством эстетического воспитания. Это может быть природа, искусство, человеческие взаимоотношения. Все направления, объединенные родовым понятием «красота». Эмоциональность человека главный компонент эстетического воспитания, поэтому организация дел с младшим школьником, у которого этот компонент наиболее развит, направлена, прежде всего, на формирование умений видеть красоту в окружающем мире. Воспитательные дела физкультурной направленности обусловлены целями физического воспитания. Главной является сохранение и укрепление здоровья детей. В школах применяются здоровьесберегающие технологии, содействующие правильному физическому развитию школьника. Вялотекущие во многих школах уроки физкультуры слабо реализуют подобные цели. Основная задача воспитания – с помощью воспитательных дел, проводимых в досуговом пространстве, «вернуть» детям возможность овладения физкультурно-спортивными знаниями, умениями и навыками.

Экологические и трудовые воспитательные дела. Катастрофы планетарного масштаба, обрушивающиеся на человечество, ставят задачи экологического воспитания в ряд важнейших задач выживания. Для младшего школьника принятие таких задач связано, прежде всего, с местом его проживания. Двор дома, в котором он живет, школьная площадка, загородные участки, скверы и парки – вся эта «малая планета» служит мощным воспитательным средством усвоения экологических знаний и формирования экологических чувств. А конкретная природоохранная деятельность завершит воспитание «экологического» человека, жителя планеты «Земля», несущего ответственность за чистоту воздуха, воды, недр.

Технология игры. Для младшего школьника игровая деятельность еще не потеряла своей привлекательности. Несмотря на то, что ведущей для него является учебная деятельность, ребенок связывает ее, прежде всего с уроками. Игры же в основном, проходят после уроков, до уроков, то есть в свободное время. Игра для ребенка - это практически имитация его общественной жизни. Именно в игре он готовится к новым социальным ролям, проигрывая разнообразные ситуации и готовясь принимать правильные решения в последующей жизни. В педагогической теории и практике существует огромное количество игр, предназначенных для детей разного возраста. Такие авторы, как Ю.П.Азаров, О.С.Газман, С.А.Шмаков, Н.Е.Щуркова активно занимаются проблемой игры. Ими предложены различные классификации игр. Выделяются типы игр по видам деятельности: (двигательные, интеллектуальные, трудовые, художественные и пр.); по характеру педагогического процесса: (обучающие, игры-тренинги, контролирующие, продуктивные, креативные, репродуктивные); по характеру игровой методики: (предметные, ролевые, сюжетные, сюжетно-ролевые, деловые, игры-драматизации, имитационные); по средовому принципу: (комнатные, уличные, настольные, компьютерные). Все они применимы к младшему школьному возрасту и отличаются лишь условиями организации.

Интерес к игре у ребенка заложен природой. Достаточно понаблюдать за детьми, которых никто не организует. Они сами, по своей собственной инициативе собираются в группы, выбирают игру, распределяют роли. Их буйная фантазия рождает массу разных игр. Воспитатель же, обладая арсеналом педагогически выверенных и логически выстроенных игр, развивает с их помощью у детей разнообразные ценностные отношения. Игра – деятельность, а значит, ее структура предполагает такие компоненты, как целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Как процессуальная технология воспитания она имеет определенную структуру: сюжет игры; игровые роли; игровые действия; использование игровой атрибутики; игровые отношения между участниками.

С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечение и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения. Шмаков С.А. предложил четыре признака объединяющих все виды игр. (48, С.206):

Свободная, развивающая деятельность, организуемая взрослыми по желанию ребенка, ради его удовольствия, которое он получает от самой игры, а не от ее результатов и воспитывающего воздействия.

Творческий характер игры. Именно игра предоставляет ребенку возможность импровизировать в ходе ее проведения, содействует активности ребенка.

Эмоциональная приподнятость игровой деятельности. Сама природа игры создает «эмоциональное напряжение», выраженное в соревновательных моментах.

Наличие прямых и косвенных правил, которые отражают содержание игры, логику ее построения, последовательность ее развития.

Н.Е.Щуркова уделяет большое внимание социально-ориентированным играм, поскольку именно этот вид игр предоставляет возможность ребенку в условиях игровой имитации осуществлять правильный выбор способа решения социальных задач разного уровня сложности. Она предлагает свой алгоритм создания сюжетно-ролевой игры.(51, С.266-267). В качестве примера приведем структуру игры социально-психологического содержания, предусматривающую следующие шаги:

Игра как технология воспитания несет двойственную нагрузку. С одной стороны это организация деятельности детей, с другой условия свободного выбора ребенка. В игре он проявляет свои предпочтения, а следовательно можно смело считать ее диагностической методикой.

Вне зависимости от типа игровых технологий, все они подчиняются определенным этапам:

1. Постановка воспитательной цели.

2. Выбор игры в соответствии с целью.

3. Создание специальных активных групп подготовки к игре.

4. Ознакомление участников игры с ее правилами.

5. Проведение игры.

6. Подведение итогов игры.

При использовании игровых техник воспитателю принадлежит организационная роль. Игра требует от него такта и умений гуманизировать взаимоотношений участников игры.

В качестве обобщения, хочется предложить несколько правил организации игр с младшими школьниками. По аналогии с «10 нельзя», разработанными В.А.Сухомлинским и направленными на формирование взаимоотношений детей и родителей, наши «нельзя» будут касаться гуманизации и эстетизации игровых техник.

Следующая коллективная технология воспитания, которую хотелось бы предложить для обсуждения классный час. Эта техника незаслуженно выхолощена практиками из личностно-ориентированного, гуманистического воспитания под предлогам некоторой, якобы присущей ей авторитарности. Конечно, если классный час превращается в нотации, то его проведение не принесет позитивных результатов. Скорее, наоборот. У школьников может сформироваться стойкое неприятие такой формы. Классный час как технология имеет свою специфику. Прежде всего, она заключается в том, что трудно определенно назвать к какой именно технологии – коллективной, фронтальной или индивидуальной его можно отнести. С одной стороны, по форме, это явно коллективная технология. С другой - в ней принимают участие все дети класса, но роль и мера этого участия строго индивидуальна. От того, как воспитатель будет учитывать в подготовке и проведении классного часа эти воспитательные моменты, от того, насколько интенсивно школьники будут принимать участие в системе классных часов, зависит в какой мере будет реализована основная цель воспитания – становление младшего школьника как субъекта воспитания. Мы все же оставляем описание этой технологии в коллективной форме, обусловливая наш шаг тем, что системный подход к воспитанию, на котором строится наше пособие, делает выделение тех или иных его компонентов довольно условным. Классный час проводится во внеурочное время, где действуют «законы» досуга. Школьник более открыто и доверчиво относится к этой педагогической технике, поскольку надеется, что участие в ней не принесет ему неприятностей.

Основной целью проведения классного часа является воспитание у детей отношения к окружающему миру. Можно наметить тематику классных часов, созвучную с основной целью воспитания в данном классе. Классный час проводит в основном, учитель, но можно пригласить специалиста в интересующей учителя в соответствии с планом, области. Можно воспользоваться помощью старшеклассников в проведении классного часа. Главным в применении классного часа остается активность школьников в подготовке и его проведении. Именно активность воспитанника и деликатность воспитателя принесут позитивные плоды использования технологии классного часа в становлении младшего школьника субъектом воспитания. Подготовка и проведение классного часа будут более успешными, если воспитатель обратится к такому важному элементу данной техники, как воспи­тательные функции классного часа. Можно выделить следующие функции, выступающие звеньями одной системы – технологии классного часа: просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую (Н. Е. Щуркова). Если воспитатель в своей деятельности будет опираться на вышеозначенные функции, это, на наш взгляд привнесет в организацию классного часа элементы системности, что несомненно скажется на результатах воспитания.

Функция просвещения реализуется в обширных знаниях, которые ребенок может получать в ходе проведения классного часа в зависимости от темы, участников и выбранной формы. В начальной школе полезно воспользоваться наглядностью. Можно привлечь компьютерные или аудиовизуальные технологии.

Ориентирующая функция выражается в предложенной детям ориентации на определенные примеры, представленные в ходе классного часа как образцы.

Направляющая функция помогает ребенку правильно выбрать необходимый образец поведения или отношения.

Формирующая функция определяет условия перехода знаний и умений, полученных школьником на серии классных часов определенной тематики, в убеждения.

Построение системы классных часов предполагает взаимосвязь общей цели воспитания, подбор содержания, ориентированного на определенный класс, согласованность участия других участников классного часа (кроме учеников своего класса можно приглашать старшеклассников, родителей и т.п.), уровень подготовленности школьников и др. элементов, делающих эту технологию частью общей системы воспитания. Но, с другой стороны, классный час, являясь компонентом целостной системы воспитания, в свою очередь, имеет набор своих взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, характеризующих его как системную технологию. Умелое их сочетание во многом определяет успешность данной технологии воспитания. Рожков М.И., Байбородова Л.В.(37, С.291-292) предлагают такое организационное построение классного часа

определение темы классного часа, формулировка его цели, исходя из задач воспитательной работы с коллек­тивом;

Каждый классный час, независимо от темы, имеет свою структуру. Нам представляется, что использование подобной структуры способствует успешности проведения классного часа с младшими школьниками.

Можно выделить следующие ее компоненты:

Вступительное слово воспитателя. С его помощью воспитатель организует внимание детей к проблеме, предложенной на данном классном часе. Начать классный час может как воспитатель, так и подготовленные школьники, или родители. Можно использовать технические средства. К примеру, музыку, компьютерные технологии и др.

Проведение классного часа. Оно определяется задачами конкретного классного часа и во многом зависит от выбранной формы проведения.

Подведение итогов классного часа. Это очень важная часть в организации и проведении подобной формы воспитания. Ведь любой классный час имеет большой воспитательный потенциал, который реализуется в ходе его проведения. В ходе подведения итогов важно сделать еще раз необходимые акценты, чтобы у участников создалось чувство сопричастности к решаемой проблеме и удовлетворение от нахождения вариантов ее решения.

Проводя классный час в начальной школе, необходимо помнить, что один классный час, даже прекрасно подготовленный, не решит конкретные задачи воспитания. Важна органично выстроенная система классных часов, увязанная со всем комплексом воспитательных влияний и направленная на становление личности каждого школьника.

Таким образом, в основе коллективных технологий лежит необходимость создания таких педагогических условий, которые были бы комфортны как для индивида, так и для окружающих его сверстников, родных, педагогов, родителей. Для «совмещения» индивида с коллективными интересами, воспитателю необходимо владеть индивидуальными технологиями. Только такая взаимосвязь может сделать работу воспитателя по становлению младшего школьника как субъекта воспитания успешной.