Педагогические задачи**
Педагогические задачи объединены по своему содержанию и способам их решения в три группы, обозначенные буквами «В» (выбор правильного ответа из предложенных); «Д» (действия учителя по разрешению педагогической ситуации); «П» (последовательность действия учителя в предложенной педагогической ситуации).
В- 1. А.С.Макаренко считал, что «В нашем обществе недисциплинированность, недисциплинированный человек – это человек, выступающий против общества, и такого человека мы рассматриваем не только с точки зрения внешнего технического удобства, но с точки зрения политической и нравственной. Иметь такую точку зрения на дисциплину необходимо каждому педагогу, но это только тогда, когда дисциплина рассматривается как результат воспитания» Ваше отношение к данному высказыванию:
А) Совершенно правильно. Дисциплина является результатом всего воспитательного процесса, а не отдельных воспитательных мер. Дисциплина ставит ребенка в более защищенное положение, так как она соединяет в себе две вещи – требование к ребенку и уважение его.
Б) Абсолютно неверно. Прошло то время, когда требование дисциплины было одним из самых важных в школе. Личность должна быть свободна от «морализирования» и выбирать самостоятельно свой путь нравственного развития.
В) Да, дисциплина нужна, но требования необходимо применять к детям, нарушающим нормы поведения в обществе, а от хороших, примерных детей не надо требовать дисциплины.
В-2. В методическом кабинете воспитатель одной школы делилась педагогическим опытом организации воспитательного процесса в своем классе. Дисциплина у нее железная. Дети ходят все время строем. На прогулку – строем, в столовую строем, и даже в туалет – строем. Мнения
присутствующих педагогов разделились:
Школа – это не казарма. Постоянный строй не сформирует у детей сознательной дисциплины. Этому способствует правильная организация режима, пример воспитателя и совместная работа воспитателя с родителями по формированию у детей навыков сознательной дисциплины.(+).
Не нужно ходить строем. Надо сделать жизнь детей интересной и организованной, тогда и порядок в группе будет. Для этого необходимо распределить поручения, чередовать их, подбирая поручения соответственно индивидуальным особенностям детей. Это их приучит к ответственности и порядку. (+)
Это очень правильное решение. Ходьба строем дисциплинирует детей, приучает их к порядку. Да и возни с отдельными детьми меньше – все на виду.
В-3. Коллектив оказывает огромное влияние на личность воспитанника:
- Отрицательное влияние. Коллектив нивелирует личность. За коллективом не видна индивидуальность. Слабовольные дети легко попадают под влияние коллектива и теряют свое личностное своеобразие.
- Коллектив играет вторичную роль в формировании личности, так как основной фактор – биологический. Какая дана наследственность ребенку – это и является его сущностью, и никакой коллектив ничего не изменит.
- Коллектив играет огромную роль в формировании личности. Так как в совместной деятельности и общении по достижению общественно-значимой цели, у ребенка формируются такие качества, как взаимопомощь, товарищество, гуманизм, доброта, скромность, трудолюбие. (+)
В-4. В учительской возник спор между педагогами о сущности труда. Является ли труд нравственной категорией, или он нейтрален и не имеет воспитательной направленности. Из приведенных суждений надо выбрать то, которое отражает вашу точку зрения.
А) Так как одну и ту же работу выполняют люди с разными нравственными устремлениями, то труд не оказывает влияние на нравственное становление человека.
Б) Труд как воспитание нравственности возможен только как часть общей системы воспитания. В противном случае он оказывается нейтральным процессом. (+)
В) Удовлетворение прямых потребностей (есть, одеваться, обеспечивать семью) является основой труда и его движущей силой. Эта потребность не зависит от нравственной позиции личности.
Г) На нравственность оказывает влияние характер труда. Творческий труд возвышает, рутинный разрушает.
В-5. Петя, за которым пришла мама, отказался идти с ней домой, мотивируя это тем, что он дежурный в классе и пока он не завершит свое дежурство, он не уйдет домой. Мама возмутилась и сказала: «Ничему эти дежурства не учат, пустая трата времени и сил».
Да, это правильно. Дежурства не нужны, так как они учат детей, что нужно что-то делать только тогда, когда за тобой наблюдают.
Дежурства конечно нужны, так как они учат детей ответственности за коллектив класса. Выполняя поручения, ребенок понимает, что он приносит пользу другим детям. (+)
Дежурства – это формальность. С дежурным никто не считается. Он выполняет это поручение, потому что ему велела воспитатель, и он боится ослушаться
Дежурства нужны. Но при этом воспитатель должен научить детей правильно выполнять поручения. Сформировать у них мотивы общественной пользы. (+)
№ Д-1. Во время проведения спортивного часа дети лазали по канату. Всем было весело, у всех получалось, только Коля тихо стоял в сторонке и не подходил к канату. Воспитатель спросил: «А ты Коля, почему не участвуешь?». «А он у нас трус», - закричал Сережа. Все дети засмеялись, а Коля заплакал. Действия воспитателя:
А) Заставить мальчика лезть по канату.
Б) Отругать Сережу и других детей.
В) Сказать всем детям: «А вы знаете, у меня в детстве тоже не получалось. Только не по канату лазать, а через спортивного коня прыгать. Я очень боялась, а потом научилась преодолевать свой страх и у меня все получилось» (+)
Г) Сказать Коле: «А я уверена, что у тебя все получится, надо только попробовать. Давай я тебе помогу. Я буду тебя поддерживать с одной стороны, а Сережа с другой». (+)
Д) Предложите свой вариант
Д-2. После беседы на тему «Вредность пассивного курения», проведенной во время классного часа дети, возвращаясь домой, увидели свою учительницу, которая сидела на скамейке около дома и курила сигарету. Дети подошли к ней и сказали: «Мария Петровна, курить вредно!» Действия учителя:
А) Согласиться с детьми, затушить сигарету и уйти.
Б) Сказать «Это не ваше дело. Вы еще маленькие учить меня»
В) Сказать «Да, курю, но очень хочу бросить. Пока не получается» (+)
Г) Ответить «Да, курю. Поэтому и болею много. А вот бросить никак не могу» (+)
Д) Предложите свой вариант.
Д-3. Во время экскурсии дети вдруг увидели дым, идущий из подвала школы. Они с криком подбежали к учителю: «Анна Петровна, у нас в школе пожар. Анна Петровна выслушала детей и:
А) бросила группу и побежала в школу
Б) отвела детей подальше от школы
В) оставила детей с самым организованным ребенком, напомнив им правила поведения в экстремальных ситуациях и пошла в школу разобраться в ситуации (+)
Г) сказала детям: «Не обращайте внимания, это горит, скорее всего, мусор».
Д) Предложите свой вариант
Д-4. В классе шел субботник, все активно с задором работали. Только Стасик ничего не делал. На вопрос учителя «Почему он ничего не делает?», воспитанник ответил: «А я и дома ничего не делаю, все делают мама и бабушка». Действия воспитателя:
А) объяснить Стасику необходимость трудовых навыков в жизни человека.
Б) попросить детей убрать за Стасика
В) сказать воспитаннику: «Дома ты можешь делать что хочешь, а в группе то, что я скажу»
Г) предложить ребенку трудовое поручение в соответствии с его интересами (+)
Д) поручить Стасику самостоятельно организовывать трудовое дело в классе (+)
Е) Предложите свой вариант
Д-5. На прогулке воспитатель детям предложил поиграть в игру. Дети отказались. Действия воспитателя:
А) заставить воспитанников играть в предложенную игру.
Б) обидеться и вообще не общаться с детьми во время прогулки
В) заинтересовать игрой, объяснив ее правила (+)
Г) выбрать «любимчиков» и назло остальным играть с ними
Д) спросить у ребят, в какую игру они бы хотели сыграть (+)
Е) Предложите свой вариант
Д-6. Учитель начальной школы повезла детей на трамвае в театр. В трамвае дети шумели, резвились и мешали остальным пассажирам. Воспитателю сделали замечание. Она ответила:
А) Ничего страшного, потерпите. Эти маленькие дети и они не могут стоять как солдаты.
Б) Не ваше дело. Дети никому не мешают. Трамвай – общественное место и в нем могут ехать все.
В) Не все дети еще научились себя вести, но мы работаем над этим. Поэтому, пожалуйста, потерпите, а вы, ребята постарайтесь вести себя потише и не мешать остальным пассажирам (+)
Г) Предложите свой вариант
Д-7. Две класса начальной школы собирались на экскурсию . Когда они вышли на улицу, внезапно пошел дождь. Учитель одного класса вернул детей в школу, а учитель другого класса сказал, что у него по плану экскурсия и он не будет менять план. Завуч начальных классов так охарактеризовал действия воспитателя:
А) Правильно. План составлен и нет оснований его менять Экскурсия – так экскурсия. Дети не сахарные не растают.
Б) Неправильно. Какая может быть прогулка под дождем? Надо было с детьми постоять под навесом.
В) План не догма. Особенно в работе с детьми. Можно прогулку заменить развивающим занятием или тихим чтением книги. (+)
Г) Предложите свой вариант
П-1. В класс пришел новый ученик. Он замкнут, малообщителен, сторонится товарищей. Причина его замкнутости в заикании. Последовательность действий воспитателя:
А) посещение школьника на дому с целью изучения условий жизни и воспитания ребенка - 1
Б) создание правильных комфортных для ребенка, взаимоотношений в группе - 5
В) выявление положительных сторон воспитанника - 2
Г) введение ученика в те виды деятельности, где его положительные качества наиболее значимы - 4
Д) беседа с учащимися – 3
П-2. Учитель решил подготовить и провести в классе коллективное творческое дело. Последовательность его действий:
А) коллективная подготовка дела – 3
Б) предварительная работа – 1
В) коллективное подведение итогов – 5
Г) проведение коллективного дела – 4
Д) коллективное планирование – 3
Е) ближайшее последействие коллективного дела – 6.
П-3. Учителю предстоит сформировать коллектив младших школьников. Какова последовательность его действий?
А) выявить активных детей - 3
Б) сформулировать цель деятельности детского коллектива - 1
В) создать отношения ответственной зависимости - 5
Д) организовать разнообразную деятельность детей - 4
Е) конкретизировать задачи по организации коллектива - 2
* Ответы не ищите, решайте сами.
** Правильные ответы помечены знаком «+».
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.