logo
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Методы поощрения и наказания.

Ребенок в ходе практического овладения способами деятельности нуждается в постоянном стимулировании своих действий. Это помогает ему изменить свое поведение, взгляды, ценностные ориентации, привычки. Назначение стимулов ускорять или тормозить процессы осознания ребенком своей значимости, своего места в системе отношений. Воспитатель, применяя методы поощрения, наказания, соревнования помогает ребенку измениться, если это необходимо, или подкорректировать те качества или способы деятельности, которые в этом нуждаются.

Поощрение.

Это достаточно известный метод воспитания. Он направлен на коррекцию, на закрепление положительного поведения, на поддержку и развитие у школьников стремления действовать в заданном позитивном направлении. Те поступки, которые вызвали поощрение, становятся образцом для ребенка. Поощрение вызывает гамму положительных эмоций и способствует еще большим успехам в его жизни, так как оно формирует у школьника чувство гордости, удовлетворения собственными поступками, или поступками других людей. Однако, этот метод достаточно коварен, и им надо пользоваться с большой осторожностью. Учителю, пользующемуся данным методом надо учитывать степень прилагаемых усилий для выполнения того или иного дела воспитанником. Поощрять надо справедливо, а не «любимчиков», так как в этом случае использование этого метода даст обратный эффект. И, наконец, поощрение надо сочетать с педагогическими требованиями, которые воспитатель предъявляет воспитаннику. Это сочетание способствует дальнейшему продвижению ребенка по позитивной лестнице успеха.

Наказание.

Это метод сдерживания и предупреждения негативных действий ребенка. «Сущность наказания в том, что человек переживает то, что он осужден коллективом, зная, что он поступил неправильно, т.е. в наказании нет подавленности, а есть переживание ошибки, есть переживания отрешения от коллектива, хотя бы минимальное», писал известный педагог А.С.Макаренко (25, С.308), указывая так же на то, что «…к наказанию нужно прибегать только в том случае, когда вопрос логически ясен, и только в том случае, когда общественное мнение стоит на стороне наказания». (Там же) Наказание направлено на превращение внешних стимулов во внутренние. Это возможно лишь при условии, если дети будут сопереживать, пытаясь изменить себя. Наказание содействует возникновению у школьников потребности изменить свое поведение. Наказание будет педагогически эффективно в том случае, если воспитатель использует следующие условия применения данного метода:

Соревнование.

Это важнейший метод стимулирования активности школьников. Он основан на чувстве здорового соперничества, состязательства, стремления к признанию личного приоритета. Соревнование ценно тем, что при его применении возникают условия для проявления индивидуальных творческих возможностей ребенка. Условия соревнования могут стимулировать к участию даже «тихих», малозаметных детей, что, несомненно, очень полезно для формирования необходимых качеств личности. В применении данного метода очень важен момент его организации. При неправильном подходе очень быстро соревнование с позитивных позиций может переместиться на негативные. Особенно этому подвержено соревнование в учебной деятельности. Ни в коем случае нельзя организовывать такие условия, при которых сравниваются учебные успехи детей. Это может повлечь не здоровое соперничество, а зависть и обиды детей друг на друга, да и на учителя в том числе. Соревнование – это определенный вид игры, а значит, оно должно быть ярко «обставлено». Это определенные значки участника соревнования, стенная газета с красочными графиками, призы и другие яркие стимулы, эмблемы, оформление помещения.