Методы поощрения и наказания.
Ребенок в ходе практического овладения способами деятельности нуждается в постоянном стимулировании своих действий. Это помогает ему изменить свое поведение, взгляды, ценностные ориентации, привычки. Назначение стимулов ускорять или тормозить процессы осознания ребенком своей значимости, своего места в системе отношений. Воспитатель, применяя методы поощрения, наказания, соревнования помогает ребенку измениться, если это необходимо, или подкорректировать те качества или способы деятельности, которые в этом нуждаются.
Поощрение.
Это достаточно известный метод воспитания. Он направлен на коррекцию, на закрепление положительного поведения, на поддержку и развитие у школьников стремления действовать в заданном позитивном направлении. Те поступки, которые вызвали поощрение, становятся образцом для ребенка. Поощрение вызывает гамму положительных эмоций и способствует еще большим успехам в его жизни, так как оно формирует у школьника чувство гордости, удовлетворения собственными поступками, или поступками других людей. Однако, этот метод достаточно коварен, и им надо пользоваться с большой осторожностью. Учителю, пользующемуся данным методом надо учитывать степень прилагаемых усилий для выполнения того или иного дела воспитанником. Поощрять надо справедливо, а не «любимчиков», так как в этом случае использование этого метода даст обратный эффект. И, наконец, поощрение надо сочетать с педагогическими требованиями, которые воспитатель предъявляет воспитаннику. Это сочетание способствует дальнейшему продвижению ребенка по позитивной лестнице успеха.
Наказание.
Это метод сдерживания и предупреждения негативных действий ребенка. «Сущность наказания в том, что человек переживает то, что он осужден коллективом, зная, что он поступил неправильно, т.е. в наказании нет подавленности, а есть переживание ошибки, есть переживания отрешения от коллектива, хотя бы минимальное», писал известный педагог А.С.Макаренко (25, С.308), указывая так же на то, что «…к наказанию нужно прибегать только в том случае, когда вопрос логически ясен, и только в том случае, когда общественное мнение стоит на стороне наказания». (Там же) Наказание направлено на превращение внешних стимулов во внутренние. Это возможно лишь при условии, если дети будут сопереживать, пытаясь изменить себя. Наказание содействует возникновению у школьников потребности изменить свое поведение. Наказание будет педагогически эффективно в том случае, если воспитатель использует следующие условия применения данного метода:
Наказание не должно причинять ребенку моральных или физических страданий;
Наказывать надо поступок, а не ребенка;
Основой для применения наказания является конфликтная ситуация;
Следует помнить, что каждый поступок индивидуален, а значит и наказание должно быть также индивидуальным;
Применяя наказание нельзя унижать ребенка.
Нельзя наказывать несколько раз за одну провинность.
Соревнование.
Это важнейший метод стимулирования активности школьников. Он основан на чувстве здорового соперничества, состязательства, стремления к признанию личного приоритета. Соревнование ценно тем, что при его применении возникают условия для проявления индивидуальных творческих возможностей ребенка. Условия соревнования могут стимулировать к участию даже «тихих», малозаметных детей, что, несомненно, очень полезно для формирования необходимых качеств личности. В применении данного метода очень важен момент его организации. При неправильном подходе очень быстро соревнование с позитивных позиций может переместиться на негативные. Особенно этому подвержено соревнование в учебной деятельности. Ни в коем случае нельзя организовывать такие условия, при которых сравниваются учебные успехи детей. Это может повлечь не здоровое соперничество, а зависть и обиды детей друг на друга, да и на учителя в том числе. Соревнование – это определенный вид игры, а значит, оно должно быть ярко «обставлено». Это определенные значки участника соревнования, стенная газета с красочными графиками, призы и другие яркие стимулы, эмблемы, оформление помещения.
- Л.И.Петрова воспитание младшего школьника учебно-методическое пособие
- Введение
- Глава 1. Системный подход к воспитанию младшего школьника.
- 1.1. Младший школьник как субъект воспитания
- Инновационные принципы воспитания.
- 1.2. Гуманизация воспитательной среды.
- Содержание воспитания.
- Методы воспитания.
- Методы стимулирования
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки
- Методы формирования сознания.
- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
- Методы поощрения и наказания.
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
- Критерии эффективности воспитания.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля.
- Хрестоматийный материал. А. И. Раев Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия
- И. А. Колесникова Сущность и социально-педагогические явления воспитания
- Н.Е.Щуркова Цель и принципы воспитания
- В.Б.Ежеленко Средство в структуре педагогического процесса
- Л.И.Маленкова Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.
- П. Технологии воспитательной работы с младшими школьниками.
- Коллективные технологии.
- 2.2.Индивидуальные технологии.
- Памятка для родителей.*
- Педагогические советы родителям.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Педагогический анализ воспитательного дела
- Программа анализа игры
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. А.С.Макаренко Перспектива
- Е.Степанов Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы
- Е.Степанов, н.Алексеева Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.(1)
- Е.Степанов, н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности (2)
- Л.И.Петрова Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений
- М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы
- III. Работа с родителями младших школьников.
- 3.1. Коллективные формы работы.
- 3.2. Индивидуальные формы работы.
- Анкета /для родителей/
- Для родителей:
- Для воспитанников:
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Г.И.Вергелес, л.Н.Кутергина Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
- М.И.Рожков, л.В.Байбородова Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
- Т.Г.Аршинова Взаимодействие семьи и школы.
- IV. Учитель начальных классов как воспитатель.
- 1.1.Профессионально-значимые качества учителя начальных классов как воспитателя.
- 4.2.Педагогическая компетентность учителя начальных классов как воспитателя.
- Модель организационной культуры воспитателя
- 4.4. Воспитательные функции учителя начальных классов как воспитателя.
- Литература для самообразования.
- Задания для самосовершенствования.
- Вопросы для самоконтроля
- Хрестоматийный материал. Вергелес г.И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности специалиста начального образования.
- Г.Г.Горелова Культура и личностный стиль педагогической деятельности.
- Ш.А.Амонашвили Свод правил для учителя
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Приложения.
- Деловая игра «экспертиза»
- Инструкция группе экспертов.
- Инструкция арбитрам
- Банк данных
- Деловая игра «индивидуальный маршрут»
- Примерная модель характеристики трудного школьника.
- I этап: Диагностический.
- II этап: Прогностический.
- III этап: Разработка программы
- IV этап: Реализация программы
- V этап: Оценка результатов деятельности
- 3. Индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств личности трудного ребенка.
- Типы поведения трудных младших школьников по коммуникативной доминанте (разработано по материалам л.М.Зюбина )
- 5.Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
- Тестовые задания
- Ключ к тестовым заданиям
- Проблемные вопросы*
- Педагогические задачи**
- Оглавление.